CFE

Главная »» Форумы Палаты налоговых консультантов »»  Форум для практикующих специалистов

Чтобы создавать новые темы форума, необходимо войти на сайт.
Для ответов регистрация не требуется. Просим Вас оставлять свои имена для того, чтобы участники форумов могли обратиться к вам.

Комментарий к проекту «Стратегия»

Общее замечание по тексту проекта: поскольку текст представлен на обсуждение профессионалам, а не читателям бульварных газет, все термины должны быть выверены по законодательству: никаких «фирм» и «компаний» в России нет, так как в Гражданском кодексе РФ существует понятие «организация»

версия для печати версия для печати

Комментарий к проекту под названием
«Стратегия развития налогового консультирования
 в Российской Федерации»

по разделу 1.1. Общие положения

    Вызывает удивление первый тезис о «недостатке конкуренции» на российском рынке консультационных услуг, в то время как в различных рейтингах соответствующих услуг участвуют сотни российских организаций – как чисто аудиторских, так и консалтинговых. При этом тренд последнего времени как раз заключаетсяв росте (как в абсолютном,  так и относительном) выручки от консалтинговых услуг, в первую очередь – в области налогообложения.

    Второй тезис о потребности обращения к консультантам не касается только области налогового консультирования, поскольку в первую очередь востребованы консультации по вопросам менеджмента, построения управленческих структур и т.д.

     Третий тезис об аудиторах – прямо вытекает из Федерального закона РФ от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», которым аудиторам прямо разрешено заниматься налоговым консультированием.  Выведение налогового консультирования в отдельную предметную область неминуемо потребует внесения изменений в Федеральный  закон РФ от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:
   - либо в части запрета аудиторам заниматься налоговым консультированием вообще,
   - либо в части регулирования данной деятельности по специальным правилам налогового консультирования,
   - либо в части запрета одному лицу консультировать и аудировать  одного и того же клиента.
      Тем не менее, в этой связи встанет вопрос о конституционности ограничения прав субъектов предпринимательской деятельности. Ссылка на страны Запада, где  принудительно разведены аудит и налоговый консалтинг справедлива лишь отчасти (ФРГ, Польша ит.д.), поскольку не во всех странах мира существует отдельный институт налогового консультирования! В любом случае Российская Федерация не должна слепо копировать иностранный опыт, а должна идти своим путём, встраивая налоговое консультирование между:
    - аудиторами,
    - и адвокатами.

     «Разъяснение положений по применению законодательства о налогах и сборах» - непонятна сама конструкция, поскольку никаких «положений по применению» не существует – есть только налоговое законодательство, а именно Налоговый кодекс РФ, применение которого (с учётом правоприменительной практики, в первую очередь, арбитражной) и разъясняют налоговые консультанты в настоящее время в России.

    Утверждение о том, что «востребованными услугами, которые оказывают налоговые консультанты, являются услуги, связанные с регистрацией…» не соответствует действительности, поскольку:
    - налоговое консультирование – это интеллектуальная  деятельность высокопрофессиональных людей, имеющих подчас не одно высшее образования по анализу «нестандартных ситуаций» (как справедливо отмечено в проекте;
    - регистрация и перерегистрация, постановка на учёт и т.п. – это чисто юридическая, притом стандартизированная вспомогательная (!) работа, которой занимаются специализированные организации со штатом сотрудников средней квалификации, в функции которых входит формальный подбор необходимых  документов, и чисто техническое общение с нотариусами и налоговыми органами.  
     Более того:
    - налоговые консультанты не только не занимаются регистрационными процедурами, которые при этом требуют больших затрат времени, что предполагает невысокую квалификацию тех, кто этим занимается исходя из часовых ставок оплаты для клиентов,
    - налоговые консультанты, тем более,  не причастны и к созданию «однодневок».

    Тезис о недостоверной рекламе консультантов  – это лишнее в проекте Стратегии, поскольку данный вопрос регулируется специальным Федеральным законом РФ от  13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», который, может быть, и нуждается в совершенствовании, но никак не в рамках  Стратегии

    Утверждение о необходимости  «легитимности» со стороны государственного органа»  противоречит общей стратегий государства, которое  в последние годы сокращает области государственного регулирования, перекладывая эти функции на профессиональное сообщество – так, например, вместо государственного лицензирования аудиторской деятельности в России установлен институт членства аудиторов в СРО (саморегулируемых организациях).

      Утверждение об отсутствии ответственности консультантов не основано на нормах  ГК РФ, которые прямо предусматривают как договорную ответственность, так и судебную – с доказыванием размера реального причинённого ущерба. Данный подход соответствует общемировой практике и не требует никаких дополнительных законодательных закреплений – специально для налоговых консультантов!   
Либо речь должна идти об ответственности  СРО налоговых консультантов за деятельность своих членов в пределах средств компенсационного фонда или страховых фондов. Однако в этом случае необходимо определиться, в чём именно состоит ответственность налогового консультанта:
    - за заведомо неправильную консультацию,
    - за неквалифицированную консультацию (неполную, без учёта специфики клиента, без учёта арбитражной практики и т.п.).
    Короче: в проекте Стратегии необходимы чёткие критерии!
     
по разделу 1.2. Основные определения и понятия

     Общее замечание – отсутствие чёткости понятий:
     - налоговые консультанты,
    - консультант по налогам и сборам,
    - субъект налогового консультирования (который заключил возмездный договор с консультируемым лицом).      
     Это – одно и тоже или различные понятия?

     Если деятельность по налоговому консультированию  - это «оказание услуг на возмездной основе физическими лицами, получившими Квалификационный аттестат…»,  то из данной деятельности исключаются организации?

       Требуется уточнение :  деятельность по налоговому консультированию  - это «оказание услуг на возмездной основе физическими лицами, получившими…» - о каких конкретно УСЛУГАХ  идёт речь? Фактически – отсутствует ОПРЕДЕЛЕНИЕ деятельности по налоговому консультированию! Тогда непонятно, о чём вообще в Стратегии идёт речь?! 

     Почему сфера деятельности по налоговому консультированию ограничена лишь:
    - возмездностью – безвозмездно, получается, нельзя?
    - только налогоплательщикам – а другим лицам, получается, нельзя? (например, консультации по налогам для органа власти или иностранного лица, собирающегося вести бизнес в России?)

по разделу 2.1. Цель и задачи Стратегии

      Утверждение о «самостоятельном виде деятельности» вступает в противоречие с законами «Об аудиторской деятельности» и «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», которым и аудиторам и адвокатом разрешено давать консультации.

     Принцип системности – вообще не раскрыт, поскольку описан бессодержательной фразой. Системность предполагает включение в некую систему или системный (комплексный) подход?
    Дальнейшие фразы – не имеют никакого смысла в контексте Стратегии.   

     Принцип целостности – также не раскрыт, и почему-то увязан с некой «Системой».

     Принцип государственной направленности набор шаблонов, но без самого ГЛАВНОГО: в проекте Стратегии отсутствует обоснование публичных  функций налогового консультанта – в отличие от других лиц, занимающихся аналогичной деятельностью:
    - аудиторов, выражающих мнение о достоверности отчётности – для принятия всеми участниками рынка взвешенных решений;
     - адвокатов, защищающих своих клиентов (как на возмездной, так и безвозмездной основе, что и гарантирует гражданам реализацию их конституционных прав).

   Принцип социальной направленности – сплошной сумбур, поскольку почему-то упоминаются государственные органы, которые почему-то вовлекают «внешних участников налогового пространства», «в числе которых рассматриваются и сообщества налоговых консультантов в форме саморегулируемых организаций». 
    Что это  такое -  «внешних участников налогового пространства»?

     Принцип законности -  это только соответствие закону! И как в этой связи понимать фразу: «достижение деятельностью по налоговому консультированию такого качественного состояния, чтобы она сама по себе являлась фактором обеспечения законности в сфере  налоговых правоотношений»? Как качественное состояние налогового консультирования «само по себе» (?!) может стать фактором обеспечения законности?! Законность в Российской Федерации обеспечивают государственные органы и, в первую очередь суды! 

по разделу 3.1. Цель и задачи стратегических направлений 

   Главный вопрос: как соотносятся между собой  «Цель и задачи стратегических направлений» и «Цель и задачи Стратегии»?
      Стратегия – это КОНЦЕПЦИЯ, которая так и не раскрыта в проекте Стратегии!  
      В этой связи весь раздел 3.1. Цель и задачи стратегических направлений  является лишним или преждевременным,   пока не  определена КОНЦЕПЦИЯ налогового консультирования в России, а именно:
    - значимость и публичность функций,
     - чёткий понятийный аппарат,
     - своё собственное место и роль при наличии лиц с пересекающимися функциями (аудиторов и адвокатов).
   
     Общий вывод:  в представленном виде проект Стратегиитребует кардинальной переработки и первое, с чего надо начинать - с формулирования общей концепции и публичных функций налогового консультирования в современной России с учётом как зарубежного опыта, так и двадцатитрёхлетнего российского опыта

     

Медведев Александр Николаевич,

кандидат экономических наук (по специальности «Политическая экономия»), инженер-аналитик
 (по специальности  «Автоматизированные системы управления»),
экономист (по специальности «Бухгалтерский учёт и аудит»),
аттестованный аудитор
 (аттестат Минфина РФ  1994 года, единый аттестат АПР  2012 года),
член Аудиторской палаты России,
 аттестованный консультант по налогам и сборам 1-ой категории,
член Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов,
научный редактор журнала «Бухгалтерский вестник»,
генеральный директор ЗАО «Аудит БТ».

Оставьте сообщение: "Комментарий к проекту «Стратегия»"
Имя:
Текст:
Введите число на картинке:

Я даю Палате Налоговых Консультантов согласие на обработку моих персональных данных и настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями политики конфиденциальности.

Вы посещали


Телефон: +7 495 380-41-61 
Адрес: 105064, город Москва, метро Курская, улица Земляной Вал, дом 4, строение 1

© Палата налоговых консультантов
Все права защищены. При воспроизведении материалов на других сайтах обязательна гиперссылка www.palata-nk.ru