Научно-экспертный совет Палаты налоговых консультантов 3 декабря провел круглый стол
«ВНЕСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ: дискуссионные вопросы и перспективы совершенствования законодательства»
С 1 января 2009 года вступит в силу поправка (пункт 5 статьи 101.2 НК РФ), которая изменит характер налоговых правоотношений - станет обязательным предварительное досудебное обжалование решений по результатам налоговых проверок в вышестоящих налоговых органах. Участники круглого стола обсудили подготовленный рабочей группой Научно-экспертного совета Палаты законопроект о внесении изменений в НК РФ с целью совершенствования процедур досудебного урегулирования налоговых споров.
В обсуждении приняли участие заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам С.И. Штогрин, член комитета Совета Федерации по бюджету А.П. Починок, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.В. Разгулин, представители ФНС России, судебных органов, руководителей налоговых подразделений производственных компаний
Для обсуждения были вынесены следующие вопросы:
анализ судебной практики, практики налоговых органов в отношении «процессуальных» новелл Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ: подходы, тенденции, противоречия;
- последствия нарушения порядка подачи апелляционной жалобы (в т.ч. минуя налоговый орган, вынесший обжалуемое решение):
- возврат жалобы?
- апелляционная жалоба считается поданной, несмотря на нарушение порядка?
- жалоба рассматривается, но не как апелляционная?;
- возможность (невозможность) восстановления срока на подачу апелляционной жалобы при наличии соответствующего заявления;
- порядок внесения изменений в апелляционную жалобу, возможность и последствия отзыва апелляционной жалобы (в том числе, с точки зрения исчисления сроков на взыскание);
- основания для возврата жалобы на решение Инспекции (правомерность таких оснований, как: пропуск срока, неподтверждение полномочий, отсутствие предмета обжалования; отсутствие подписи и др.). Требования к документальному подтверждению полномочий;
- пределы пересмотра обжалуемого решения Инспекции:
- пересмотр решения Инспекции в необжалуемой части,
- изменение квалификации правонарушения (на основании материалов акта),
- доначисление недоимки и пеней «сверх» обжалуемого решения и т.д.;
- условия соблюдения досудебного порядка при обжаловании решения в части;
- подходы к вопросу о возможности с 01.01.2009 (без обжалования решения по результатам налоговой проверки) обжаловать требования об уплате налога (пеней, штрафа).
[Вправе ли суд при рассмотрении заявления о признании недействительными требований давать правовую оценку решению, на основании которого выставлены требования, и которое не обжаловано в обязательном порядке в Управлении]. Действия (бездействие) должностных лиц: особенности обжалования с 01.01.2009; - пропуск Управлением срока на рассмотрение апелляционной жалобы:
- что дает обращение в суд с заявлением о признании решения Инспекции недействительным;
- «параллельное» рассмотрение жалобы на решение в Управлении и в суде: нюансы и последствия;
- последствия обращения в суд с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в невынесении решения по жалобе в установленный срок;
- порядок выставления требований и исчисления срока на принудительное взыскание при невынесении решения по апелляционной жалобе в срок;
- соотношение сроков на обжалование вступивших в силу решений по результатам налоговых проверок (1 год - НК РФ и 3 мес. - АПК РФ): есть ли противоречия?
- два или одно: количество обжалуемых решений (решения инспекции и Управления) при внесении Управлением изменений в решение Инспекции; тенденции судебной практики;
- подходы к принятию и оценке «новых» доказательств судами с 01.01.2009 с точки зрения соблюдения досудебного (административного) порядка обжалования.
По итогам круглого стола было принято решение о доработке данного закона с учетом положений действующего в налоговых органах регламента.
Уже в ближайшее время будет внесен проект поправок по обязательному досудебному рассмотрению налоговых споров вышестоящими налоговыми органами. Об этом заявил заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Штогрин. Еще не вступив в действие, этот закон уже вызывает большое количество замечаний у экспертов. По их мнению, закон в его нынешней редакции способен ухудшить положение предпринимателей, прежде всего малых, издержки которых на работу с налоговиками только возрастут.
В защиту принятого закона выступил заместитель директора департамента налоговой и тарифной политики минфина Сергей Разгулин. "Досудебный порядок урегулирования налоговых споров является приоритетным направлением российской налоговой политики. По меньшей мере в той части, которая касается налогового администрирования".