Круглый стол «Внесудебное урегулирование налоговых споров: дискуссионные вопросы и перспективы совершенствования законодательства»

3 декабря 2008

Научно-экспертный совет Палаты налоговых консультантов 3 декабря провел круглый стол

«ВНЕСУДЕБНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ: дискуссионные вопросы и перспективы совершенствования законодательства»

С 1 января 2009 года вступит в силу поправка (пункт 5 статьи 101.2 НК РФ), которая изменит характер налоговых правоотношений - станет обязательным предварительное досудебное обжалование решений по результатам налоговых проверок в вышестоящих налоговых органах. Участники круглого стола обсудили подготовленный рабочей группой Научно-экспертного совета Палаты законопроект о внесении изменений в НК РФ с целью совершенствования процедур досудебного урегулирования налоговых споров.

В обсуждении приняли участие заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам С.И. Штогрин, член комитета Совета Федерации по бюджету А.П. Починок, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.В. Разгулин, представители ФНС России, судебных органов, руководителей налоговых подразделений производственных компаний

Для обсуждения были вынесены следующие вопросы:

анализ судебной практики, практики налоговых органов в отношении «процессуальных» новелл Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ: подходы, тенденции, противоречия;

  • последствия нарушения порядка подачи апелляционной жалобы (в т.ч. минуя налоговый орган, вынесший обжалуемое решение):
    • возврат жалобы?
    • апелляционная жалоба считается поданной, несмотря на нарушение порядка?
    • жалоба рассматривается, но не как апелляционная?;
  • возможность (невозможность) восстановления срока на подачу апелляционной жалобы при наличии соответствующего заявления;
  • порядок внесения изменений в апелляционную жалобу, возможность и последствия отзыва апелляционной жалобы (в том числе, с точки зрения исчисления сроков на взыскание);
  • основания для возврата жалобы на решение Инспекции (правомерность таких оснований, как: пропуск срока, неподтверждение полномочий, отсутствие предмета обжалования; отсутствие подписи и др.). Требования к документальному подтверждению полномочий;
  • пределы пересмотра обжалуемого решения Инспекции:
    • пересмотр решения Инспекции в необжалуемой части,
    • изменение квалификации правонарушения (на основании материалов акта),
    • доначисление недоимки и пеней «сверх» обжалуемого решения и т.д.;
  • условия соблюдения досудебного порядка при обжаловании решения в части;
  • подходы к вопросу о возможности с 01.01.2009 (без обжалования решения по результатам налоговой проверки) обжаловать требования об уплате налога (пеней, штрафа).
    [Вправе ли суд при рассмотрении заявления о признании недействительными требований давать правовую оценку решению, на основании которого выставлены требования, и которое не обжаловано в обязательном порядке в Управлении]. Действия (бездействие) должностных лиц: особенности обжалования с 01.01.2009;
  • пропуск Управлением срока на рассмотрение апелляционной жалобы:
    • что дает обращение в суд с заявлением о признании решения Инспекции недействительным;
    • «параллельное» рассмотрение жалобы на решение в Управлении и в суде: нюансы и последствия;
    • последствия обращения в суд с заявлением о признании незаконным бездействия, выразившегося в невынесении решения по жалобе в установленный срок;
    • порядок выставления требований и исчисления срока на принудительное взыскание при невынесении решения по апелляционной жалобе в срок;
  • соотношение сроков на обжалование вступивших в силу решений по результатам налоговых проверок (1 год - НК РФ и 3 мес. - АПК РФ): есть ли противоречия?
  • два или одно: количество обжалуемых решений (решения инспекции и Управления) при внесении Управлением изменений в решение Инспекции; тенденции судебной практики;
  • подходы к принятию и оценке «новых» доказательств судами с 01.01.2009 с точки зрения соблюдения досудебного (административного) порядка обжалования.

По итогам круглого стола было принято решение о доработке данного закона с учетом положений действующего в налоговых органах регламента.

Уже в ближайшее время будет внесен проект поправок по обязательному досудебному рассмотрению налоговых споров вышестоящими налоговыми органами. Об этом заявил заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Штогрин. Еще не вступив в действие, этот закон уже вызывает большое количество замечаний у экспертов. По их мнению, закон в его нынешней редакции способен ухудшить положение предпринимателей, прежде всего малых, издержки которых на работу с налоговиками только возрастут.

В защиту принятого закона выступил заместитель директора департамента налоговой и тарифной политики минфина Сергей Разгулин. "Досудебный порядок урегулирования налоговых споров является приоритетным направлением российской налоговой политики. По меньшей мере в той части, которая касается налогового администрирования".