Круглый стол «Замена ЕСН страховыми взносами: взгляд бизнеса и власти»

15 октября 2009
К дискуссии о замене ЕСН страховыми взносами вслед за налоговыми консультантами присоединилось бизнес-сообщество. 15 октября состоялось заседание круглого стола «Замена ЕСН страховыми взносами: взгляд бизнеса и власти»,  организованное ТПП РФ и Государственной Думой РФ.

tpprf-2009-10-15.jpg

В работе круглого стола приняли участие представители Госдумы РФ и Совета Федерации РФ, исполнительной власти, законодательных собраний субъектов РФ, бизнеса, научной общественности, СМИ. Палату налоговых консультантов представлялиД.Г. Черник – президент Палаты налоговых консультантов, Т.В. Стырова – директор Палаты налоговых консультантов, И.А. Хаванова – ответственный секретарь Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов, члены Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов А.Е. Картошкин, В.М. Ким, С.Г. Пепеляев, а также налоговые консультанты – члены Палаты налоговых консультантов.

Основной целью мероприятия явилась выработка возможных законодательных путей снижения финансовой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, обусловленной заменой ЕСН страховыми взносами.

Участники круглого стола отметили, что в 2008 г. на заседании Правительства Российской Федерации при обсуждении решения о реформировании пенсионной системы с 1 января 2010 г. указывалось на необходимость создания механизмов, позволяющих избежать увеличения общей налоговой нагрузки на бизнес. Несмотря на это принятые законы существенно увеличивают совокупную финансовую нагрузку на ряд организаций малого бизнеса, использующих специальные налоговые режимы, в частности, на налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и уплачивающих единый налог на вмененный доход (далее - УСН и ЕНВД).

По мнению участников «круглого стола», до формирования федерального бюджета на 2011 г. необходимо вернуться к рассмотрению вопроса о частичной компенсации увеличения финансовой нагрузки для налогоплательщиков, применяющих УСН и ЕНВД. Это можно было бы сделать посредством снижения налоговых ставок по данным налоговым режимам:

  • ставку УСН снизить до 5% (при объекте обложения – «доходы») и до 13% (при объекте обложения – «доходы, уменьшенные на расходы») (сейчас соответственно 6 и 15%);
  • ставку ЕНВД снизить до 13% (сейчас 15 %).

Кроме того, следует распространить на плательщиков УСН и ЕНВД льготные размеры страховых взносов на переходный период 2011-2014 г.г.: 20,2 % на 2011 и 2012 г.г., 27,1 % на 2013 и 2014 г.г. (по аналогии с плательщиками единого сельскохозяйственного налога).

В отношении последствий увеличения финансовой нагрузки на ФОТ для всех категорий предпринимателей участники «круглого стола» отметили, что организации, которые имеют прибыль, могут относить расходы по уплате страховых взносов на затраты, уменьшая свою прибыль. Это может привести к уменьшению поступлений в бюджет от налога на прибыль организаций.

Часть хозяйствующих субъектов, у которых нет прибыли, по оценкам экспертов, будут вынуждены прекратить бизнес (особенно представители малого бизнеса, применяющие УСН и ЕНВД). Многие перейдут на схемы, связанные с выплатой заработной платы «в конвертах». Первое фактически будет означать оптимизацию численности работников, прежде всего, сокращение доли лиц и рабочих мест, занятых в малом предпринимательстве, и соответственно, рост безработицы. Второе может уменьшить поступления от налога на доходы физических лиц.

С учетом изложенного а также в связи с продолжающимся экономическим кризисом, профессиональное сообщество предлагает продолжить обсуждение возможных компенсационных мер для бизнеса, обусловленных увеличением финансовой нагрузки в связи с увеличением тарифов взносов на обязательное социальное страхование.
Предложения принимаются на e-mail: expert@palata-nk.ru

В качестве меры, направленной на повышение заинтересованности и ответственности застрахованных лиц за формирование будущих пенсий и контроля с их стороны за перечислением взносов работодателем, можно рассматривать уплату работниками взносов с заработной платы на обязательное пенсионное страхование (первоначально в размере 1%, как это происходило до 2002 г.). В перспективе необходим переход к более активному участию в формировании финансовой системы обязательного социального страхования не только работодателей, но и работников.

Участники «круглого стола» отметили, что принятыми Законами была ограничена база, облагаемая взносами на обязательное пенсионное страхование, на уровне действующей минимальной границы шкалы ЕСН (с 1 января 2010 года – 415 000 руб.).

Вместе с тем вызывает обеспокоенность то обстоятельство, что новый порядок уплаты страховых взносов может стимулировать еще большую дифференциацию в заработной плате по отдельным отраслям промышленности.

При таких условиях становится более выгодным повышать заработную плату высокооплачиваемым работникам, превышающую порог годового дохода в 415 тыс. рублей (т.к. с нее не взимаются страховые взносы), чем работникам со средним заработком, за которых необходимо уплачивать 34% страховых взносов с каждого добавленного рубля.Особенно это коснется отраслей со средним и ниже среднего уровнем заработной платы (сельское хозяйство, текстильная промышленность, образование, здравоохранение, малый бизнес). Поэтому необходим тщательный мониторинг изменений уровня заработной платы в указанных отраслях и опережающая подготовка возможных компенсационных мер.

Участники «круглого стола» также отмечают, что Федеральным законом № 213-ФЗ признается утратившим силу пункт 15 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающий отнесение к расходам на оплату труда при исчислении налога на прибыль организаций расходов на доплату до фактического заработка в случае временной утраты трудоспособности, установленную законодательством Российской Федерации. Таким образом, расходы работодателей на доплату к пособиям по временной нетрудоспособности до размера средней заработной платы должны будут производиться за счет прибыли организации.

Вместе с тем, если указанные доплаты предусмотрены трудовым договором и (или) коллективным договором, то сохраняется их отнесение к расходам на оплату труда при исчислении налога на прибыль (на основании пункта 25 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 41 Трудового кодекса Российской Федерации). Подобное разделение работодателей в зависимости от наличия или отсутствия заключенного коллективного договора представляется неоправданным.

Полный текст рекомендаций «круглого стола»
- Правительству Российской Федерации;
- предпринимательскому сообществу


Подробный репортаж о мероприятии размещен на сайте Торгово-промышленной Палаты