Открытое заседание Научно-экспертного совета Палаты на тему «Медиация в налоговых спорах»

28 сентября 2012

28 сентября 2012 г. в период проведения Ежегодной общероссийской образовательной конференции Палаты налоговых консультантов состоялось Открытое заседание Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов на тему «Медиация в налоговых спорах». Модераторами заседания выступили Гудков Ф.А., Заместитель руководителя НЭС ПНК, и Иоффе Т.В.

На обсуждение были вынесены следующие вопросы:

1.  Общие вопросы (необходимость, целесообразность, критерии допустимости, сроки применения процедуры и сроки урегулирования спора)

  • Необходимость. Какой стороне спора это нужно больше? Что от этого выиграет налоговый орган? Что выигрывает налогоплательщик? 
  • На каком этапе развития налогового спора видится участие медиатора? (этап проверки, этап рассмотрения возражений на Акт проверки, этап обжалования в вышестоящий налоговый орган)
  • Предметные границы спора и содержание претензий (случаи, когда претензии связаны либо с уклонением от уплаты налогов либо с получением необоснованной налоговой выгоды?)
  • Суммовые критерии спора, когда целесообразно применение процедуры
  • Как могут соотноситься сроки досудебного урегулирования налогового спора, установленные НК РФ,  и сроки применения процедуры медиации?  Можно ли продлевать срок вступления в силу решения налогового органа при назначении процедуры медиации? Не поставит ли это прочих налогоплательщиков в неравное положение?

2.  Как должна осуществляться инициация участия медиатора в досудебном урегулировании налогового спора,  и каковы могут быть основания прекращения этой процедуры?

  • Как закрепляется согласие сторон на участие медиатора в налоговом споре? Соглашение о применении процедуры медиации, соглашение о проведении процедуры или иные действия? Допустима ли аналогия Закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ?  Когда должно заключаться такое соглашение? До или после подачи жалобы (или возражений на акт)?
  • Субъектный состав такого соглашения и порядок его заключения.
  • Какая сторона спора предлагает рассмотреть его с участием медиатора?
  • Как может осуществляться выбор персоны медиатора: по предложению налогового органа, по предложению налогоплательщика, по предложению профобъединения, куда может обратиться та или иная сторона спора?
  • Что делать, если одна из сторон не согласна с предлагаемой персоной медиатора?
  • Что может входить в предмет этого соглашения? Условия соглашения?
  • Расходы на вознаграждение медиатора? Распределение этих расходов?
  • Основания прекращения участия медиатора в рассмотрении спора. Последствия одностороннего отказа налогового органа от участия медиатора в споре  (прерывает ли это прекращение рассмотрение налогового спора вообще?). Отказ медиатора от участия в процедуре (последствия)? 

3.    Чем должна завершаться процедура досудебного урегулирования налогового спора с участием медиатора?

  • А) Решение налогового органа (об отмене или изменении изначального решения), т.е. традиционный  способ вынесения правоприменительного акта. Сохраняется ли при этом право налогоплательщика на судебное обжалование итогового решения?
  • Б) «мировое» («медиативное») соглашение налогового органа с налогоплательщиком об урегулировании спора?

Если это будет «медиативное соглашение» (вариант Б)), то:

  • Допустимость его с точки зрения НК РФ?
  • Публичность этого соглашения. Должно ли это решение доводиться до сведения неопределенного круга налогоплательщиков? Если да, то - в каких пределах? Если нет, то не нарушает ли прав других налогоплательщиков его кулуарный характер ввиду того, что они могут быть поставлены в неравное положение по сравнению с субъектом соглашения? Могут ли иные налогоплательщики ссылаться на такое соглашение как на источник права при разрешении своих конфликтных вопросов?
  • Предмет соглашения? (О том, как налогоплательщику следует исчислять налоги? Может ли налогоплательщик принимать на себя обязанности вести дела определенным образом? Может ли соглашение обязывать налогоплательщика к определенному поведению в гражданско-правовой сфере?).
  • Действие такого соглашения во времени.
  • Обязательность исполнения, последствия неисполнения (нарушения).
  • Различия по сравнению с обычным медиативным соглашением.
  • Как проверяется законность такого соглашения с налогоплательщиком (кем одно должно утверждаться)? Кто может его оспорить (налоговый орган, налогоплательщик, другой налогоплательщик, прокуратура, общественные организации в защиту интересов неопределенного круга лиц)?
  • Ограничивает ли заключение медиативного соглашения возможность для налогоплательщика обжаловать в суд    акты, вынесенные налоговым органом?

4.   Фигура медиатора, который мог бы  участвовать в досудебном урегулировании налогового спора. Функции и задачи медиатора, его права.

  • Независимый статус (обеспечивается ли этот статус, если в качестве медиатора предположить налогового консультанта, работающего в штате налогоплательщика-организации?)
  • Специальные требования к профессиональным знаниям. Необходимость специальной подготовки.
  • Публичный статус медиатора. Необходимость членства в СРО и прочих профобъединениях, доступность информации о нем неопределенному кругу лиц, необходимость открытых реестров, и др требования.
  • Задачи и функции медиатора в споре (подготовка экспертных заключений, оценка перспектив судебного рассмотрения спора для каждой из сторон? Иные задачи?).
  • Права медиатора (право на получение информации об обстоятельствах спора, право на соблюдение налоговой тайны?).  

5.   Что необходимо поменять в законодательстве РФ, чтобы участие медиатора в налоговых спорах стало бы законным?

  • что нужно внести в НК РФ (и/или иные законы) согласно п. 3, 5  ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"