27 октября 2016 г. в Общественной палате Российской Федерации по инициативе Комиссии по развитию малого и среднего бизнеса состоялись общественные слушания на тему «Пути законодательного совершенствования системы саморегулирования».
РЕКОМЕНДАЦИИ (проект)
Общественной палаты Российской Федерациипо итогам общественных слушаний по теме
«Пути законодательного совершенствованиясистемы саморегулирования»
г. Москва, 27 октября 2016 г.
В Слушаниях принимали участие члены Общественной палаты Российской Федерации, представители Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», профессионального и предпринимательского сообществ, саморегулируемых организаций и их объединений, в соответствии со списком участников.
Слушания проведены с целью оценки соответствия действующего законодательства о саморегулировании Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной Распоряжением Правительства РФ №2776-р от 30.12.2015 г. (далее – Концепция), рассмотрения предложений по совершенствованию законодательства и нормативно-правовой базы по вопросам саморегулирования в России.
Участники слушаний отмечают:
Система саморегулирования, начавшая официально действовать с 2002 года в России сегодня охватывает боле 40 сфер экономической деятельности. Регулируя все вопросы отношений бизнеса, потребителей и государства, саморегулирование становится все более экономически и социально значимым институтом.
Действующий базовый закон «О саморегулируемых организациях» № 315-ФЗ (далее – 315-ФЗ) нуждается в серьезной переработке в закон «О саморегулировании» с последующей гармонизацией десятков отраслевых Федеральных законов и сотен подзаконных актов.
В соответствии с утвержденной Концепцией до конца 2016 г. должны были быть внесены поправки в базовый закон 315-ФЗ, а отраслевое законодательство приведено в соответствие с утвержденной Концепцией и новой редакцией 315-ФЗ.
Общественное обсуждение приобрело особую актуальность в связи с тем, что новая редакция 315-ФЗ не принята, а в отраслевое законодательство активно вносятся изменения, противоречащие утвержденной Концепции и направленные на усиление госрегулирования в различных сферах профессиональной и предпринимательской деятельности.
Так, 04.07.2016 г. вступили в действие Федеральный закон от 03.07.2016г. №372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – 372-ФЗ) и Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в ред. 372-ФЗ) (далее – 191-ФЗ), которые внесли принципиальные изменения в систему саморегулирования в сфере строительства. Поправки в законодательство, внесенныев 372-ФЗ, нарушают основополагающие нормы Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и других законодательных актов Российской Федерации.
Аналогичные примеры есть и в области оценочной деятельности.
Например, 02 июня вступил в силу Федеральный закон от 02.06.2016 № 172-ФЗ, в соответствии с которым были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности).
Принятая редакция документа ввела кардинальные изменения законодательства в сфере оценочной деятельности, которые нарушают права и законные интересы как оценщиков, так и саморегулируемых организаций, в т.ч. упразднила институт экспертизы отчетов об оценке как контрольно-надзорной функции СРОО.
Институт ответственности оценщика в последнее время был существенно доработан, жестко регламентирован именно благодаря экспертизе как контрольно-надзорной процедуры СРО и начал давать реальные результаты в виде заметного повышения прозрачности сделок, прежде всего, с участием государственного имущества.
По всем сделкам с участием государственного имущества эта контрольно-надзорная процедура имела статус обязательной и гарантировала прозрачность и качество каждой конкретной работы по определению стоимости объекта оценки. Консолидированную имущественную ответственность по прошедшему экспертизу отчету об оценке принимали на себя эксперт и саморегулируемая организация через компенсационный фонд, сформированный членами данной СРО.
Только такие отчеты, становясь после проведения экспертизы официальной позицией СРО, имели решающую доказательственную силу в суде.
Кроме того положения Федерального закона от 2 июня 2016 № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступают в противоречие с нормами Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и нарушают права субъектов саморегулирования на осуществление профессиональной деятельности. В совокупности положения Федерального закона от 02.06.2016 № 172-ФЗ нарушают законные права на осуществление профессиональной и трудовой деятельности не менее 12% всех субъектов оценочной деятельности. Например, лица, получившие образование в сфере оценочной деятельности и на законных основаниях вступившие в саморегулируемые организации оценщиков после 01 апреля 2015 г., не смогут получить квалификационные аттестаты ввиду отсутствия к 01 апреля 2018 г. трехлетнего стажа (опыта) работы, связанной с осуществлением оценочной деятельности. Все эти оценщики, согласно положениям Федерального закона от 02.06.2016 № 172-ФЗ, к 01 апреля 2018 г. будет нарушать требования к условиям членства в саморегулируемой организации, в связи с чем должны будут прекратить осуществление своей профессиональной и трудовой деятельности.
— Участники слушаний обращают внимание на главную цель Концепции совершенствования механизмов саморегулирования:
развитие добросовестной конкуренции,
создание равных партнерских отношений между бизнесом и государством,
определение принципа преимущества общего над частным,
определение единых базовых принципов в базовом законе с последующим приведением к соответствию отраслевого законодательства.
— Участники слушаний отмечают, что:
существующие проблемы в становлении института саморегулирования вызваны, прежде всего, его бессистемным законодательным регулированием, направленным на усиление избыточного государственного вмешательства в профессиональную деятельность и в целом на сворачивание саморегулирования во многих сферах экономической деятельности.
внесение поправок в отраслевое законодательство, противоречащих утвержденной Концепции приводит к дискредитации института саморегулирования, угнетающим образом влияет на предпринимательский климат и экономику России в целом!
—Участники слушаний считают, что:
негативное последствие внедрения в практику последних изменений законодательства, например,в сфере саморегулирования в строительстве привело к нарушению правовых нормКонституции Российской Федерации.
Нарушены статьи:
Статья 30 – свобода объединения юридических лиц в ассоциации, союзы, в т.ч. по отношению к специализированным отраслевым СРО;
Статья 8 – нарушено единство экономического пространства;
Статья 15 – нарушены нормы международного права (Конвенция № 87 от 09.07.1948 г. «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию») ратифицирована Российской Федерацией;
Статья 15 – если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора;
Статья 16 – законы не должны противоречить Конституции Российской Федерации;
Требования к членству индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц в саморегулируемых организациях в пределах того субъекта РФ, в котором зарегистрирована такая СРО, приводит к роспуску специализированных (отраслевых) СРО, успешно функционирующих с 2009 г. по принципу единства отрасли (СРО строителей атомных объектов, СРО дорожных строителей, СРО строителей объектов связи и телекоммуникаций, СРО строителей нефтегазовых компаний и т.д.) и обеспечивающих безопасность на объектах капитального строительства с учетом их отраслевых особенностей. Обязательства по обеспечению безопасности капитального строительства энергетических систем, систем ядерной энергетики, путей сообщения, связи и т.д., находящиеся в ведении Российской Федерации (ст.71 Конституции РФ) обеспечиваются деятельностью отраслевых саморегулируемых организаций.
Участники слушаний считают, что при подготовке поправок в 315-ФЗ необходимо учитывать следующее:
— содержащиеся в действующей редакции 315-ФЗ принципы имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций перед потребителями товаров, работ, услуг не соответствуют реалиям бизнеса, сложившейся судебной системе:
Установление Компенсационного Фонда (КФ) в качестве единственного системообразующего фактора не соответствует сути Саморегулирования. Лучшая мировая практика и накопленный опыт деятельности Российских предпринимательских и профессиональных объединений показывает, что эффективное обеспечение ответственности должно базироваться на множественности инструментов имущественной ответственности и праве их свободного выбора саморегулируемой организацией для гарантирования возмещения ущерба.
Неприемлемым является принуждение СРО к размещению средств КФ исключительно через управляющую компанию (УК). Современная финансовая система в России не дает качественного прироста данных фондов, а размещение через УК приводит к их системному обесценению. Безответственным предложением можно считать предложение в случае ликвидации СРО размещение и оставление КФ на депозите нотариусов. Очевидно, что это приведет к повышению риска невыплаты средств и всяческому препятствованию для их возврата добросовестным членам СРО и потребителям.
На нынешнем этапе развития системы саморегулирования преждевременным является введение принципа солидарной ответственности как механизма для реального возмещения ущерба. Предполагалось, что этот механизм должен будет способствовать очищению профессии от недобросовестных специалистов и укреплению позиций добросовестных. Однако наличие значительного числа судебных ошибок и несформированность в ряде сфер регулирования системы качественных профессиональных стандартов может привести к обратному эффекту: добросовестные предприниматели будут вынуждены постоянно платить за чужие нарушения, и это, в свою очередь, сделает невыгодной добросовестную конкуренцию. Такая политика приведет к обесценению всей сути саморегулирования как гражданско-правового института. Представляется, что принцип субсидиарной ответственности на современном этапе развития самрегулирования является наиболее эффективным.
— отсутствие принципов формирования и деятельности Национальных объединений саморегулируемых организаций в законодательстве является одной из главнейших причин проблем во всех сферах саморегулирования. В Концепции отражена необходимость закрепления единых принципов, направленных на появление добросовестных, управляемых, компетентных Национальных объединений саморегулируемых организаций, действующих в интересах сообщества, а не отдельных персоналий или узких групп.
Поправками в 315-ФЗ необходимо создать основу формирования добросовестных Национальных объединений;
Недопустимым является установление законодательных преимуществ для крупных СРО при создании Национальных объединений во избежание манипулирования рынком. Необходимо установить компетенции и порядок деятельности руководящих органов Национального объединения и принципы публичности такой деятельности.
— Внесенные изменения в законодательство об оценочной деятельности в части исключения экспертизы как контрольно-надзорного института СРОО полностью нивелировали сложившийся механизм ответственности оценщика перед заказчиком оценочных услуг, поскольку:
Низводят экспертизу до уровня обычного консалтинга («экспертное мнение» вместо регламентированной законом процедуры не имеет никакой доказательственной силы и не влечет правовых последствий).
Нарушают имущественные права членов СРО, позволяя потребителю оценочных услуг или оценщику проходить экспертизу на отчет об оценке в любой саморегулируемой организации по их желанию, а не в той, членом которой является данный оценщик. При этом эксперт другой СРО не несет никакой ответственности за высказанное «личное мнение», а вся ее полнота ложится на СРО, членом которой является автор отчета. Это противоречит основам гражданского права, создает почву для недобросовестных конкурентных отношений на рынке оценки.
Нарушают права государства как собственника активов, а также других потребителей оценочных услуг, поскольку отсутствие установленного законом статуса контрольно-надзорной функции СРО не позволит обосновать целевое назначение заказа экспертизы.
Исключение обязательной экспертизы, предусмотренной ст. 130 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ст. 77 ФЗ «Об акционерных обществах» ущемляет права и интересы акционеров, по сути, оставляя их один на один с решением конкретного чиновника. В зону риска попадают и имущественные интересы, государства, если оно является одним из акционеров, поскольку безвозмездная экспертиза СРО в этих случаях позволяла не только объективно оценить выводы проведенной оценки, но также сделать эту информацию публичной и транспарентной. В этом же ряду стоят изменения, внесенные в федеральное законодательство о несостоятельности (банкротстве). В измененной редакции экспертиза СРО отсутствует, оставляя окончательные решения за все тем же уполномоченным органом. В обоих указанных случаях принятые изменения законодательства представляют собой прямой путь к рискам злоупотребления правом при использовании властных полномочий, а также проявление коррупциогенного фактора.
Учитывая вышеизложенное, участники общественных слушаний считают необходимым рекомендовать:
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть возможность:
В части саморегулирования в целом
1) Определить Комитет Государственной Думы, ответственный за законодательное регулирование системы саморегулирования.
2) Привести отраслевые законы в соответствие с Концепцией совершенствования механизмов саморегулирования (утверждена Распоряжением Правительства РФ №2776-р от 30.12.2015 г.).
3) Разработать и принять Закон о законах, в рамках которого будут регламентированы требования по разработке, принятию и исполнению федеральных законов.
4) Устранить двойное толкование нормы ст. 5 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях (далее -315-ФЗ)) в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – 360-ФЗ) в части обязанности формирования за счет кадастровых инженеров и оценщиков, а фактически за счет денежных средств потребителей кадастровых и оценочных работ и услуг «параллельного» публичного реестра сведений о кадастровых инженерах и оценщиках – субъектах регулирования в части «дублирования» сведений Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности и государственного реестра кадастровых инженеров для чего рассмотреть возможность внесения в ч.5 ст. 5 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» следующей поправки:
«Сведения о членстве в саморегулируемой организации (вступление в члены, прекращение членства), предусматривающей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации, не подлежат внесению членом саморегулируемой организации в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях, если федеральными законами установлена обязанность для уполномоченного органа исполнительной власти, осуществляющего функции по надзору за деятельностью саморегулируемой организации, по ведению сводного реестра членов саморегулируемой организации.»
В части саморегулирования в строительстве
Рассмотреть возможность:
разработать проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В части саморегулирования аудиторской деятельности
Внести изменения в №403-ФЗ от 01.12.2014 г. в части отмены пункта б) части 3 статьи 3 и пункта 1 части 6 статьи 4
Изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации:
1. Включить дополнительный пункт 3) в часть 3 статьи 55.6:
«3.Членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением:
3) юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей – членов специализированных (отраслевых) ассоциаций, союзов, осуществляющих деятельность в различных субъектах Российской Федерации(см. Табл. «Комментарии к Рекомендациям «О необходимости приведения норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенных Федеральным законом № 372-ФЗ от 03.07.2016 г., в соответствие с основополагающими положениями Конституции Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации» (далее - Комментарии к Рекомендациям) п. 1.1, стр. 1).
2. Дополнить пункт 1 части 3 статьи 55.4 ссылкой на пункт 3 части 3 статьи 55.6:
«3. Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, при условии соответствия некоммерческой организации следующим требованиям:
1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем ста индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство на основании договора строительного подряда, индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, являющихся застройщиками, самостоятельно осуществляющими строительство, зарегистрированных в установленном законом порядке на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, и индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство и указанных в пунктах 1, 2 и 3 части 3 статьи 55.6 настоящего Кодекса;» (см. таб. Комментарии к Рекомендациям п.1.1, стр. 2).
3. Исключить п. 9 ст. 55.16 из Градостроительного кодекса Российской Федерации об обязанности членов СРО вносить взносы в компенсационный фонд возмещения вреда в случае снижения его размеров из-за обесценения финансовых активов, возникшего в результате размещения и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда (см. таб. Комментарии к Рекомендациям п. 3, стр. 4).
4.Исключить п. 12 ст. 3.3 Федерального закона №191-ФЗ от 29.12.2004 г. (в ред. от 03.07.2016 г.) «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»:
«12. Средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, внесенные ранее исключенными членами и членами, добровольно прекратившими членство в саморегулируемой организации, доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда, зачисляются в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, а в случае, если не принято решение о формировании такого фонда, в компенсационный фонд возмещения вреда, за исключением случая, предусмотренного частью 13 настоящей статьи.» (см. таб. Комментарии к Рекомендациям п. 4, стр. 5-6).
Изменения в Федеральный закон от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. 372-ФЗ):
Внести изменения в ч.2 ст. 189.91 «Конкурсная масса кредитной организации» ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в целях реализации ч. 8 ст. 55.16-1 ГрК РФ об обеспечении сохранности средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций:
«Из имущества кредитной организации, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, составляющее ипотечное покрытие в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, ценные бумаги и иное имущество клиентов кредитной организации, принятые и (или) приобретенные кредитной организацией за их счет по договорам хранения, договорам доверительного управления, депозитарным договорам, договорам о брокерском обслуживании и договорам депозитных счетов нотариусов, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций, размещенных в кредитной организации в целях обеспечения их сохранности и увеличения размера в соответствии с императивной нормой, установленной законодательством.(см. таб. Комментарии к Рекомендациям п. 2, стр.3-4).
В части саморегулирования оценочной деятельности
Принять меры по приведению положений Федерального закона от 02.06.2016 № 172-ФЗ в соответствие с положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», профессионального стандарта «Специалист в оценочной деятельности» и дорожной карты «Совершенствование оценочной деятельности» в части организации квалификационного экзамена для входа в профессию и необходимого стажа (опыта) осуществления оценочной деятельности и/или связанной с ней деятельности (вместо трех лет – не менее одного года).
В части саморегулирования кадастровой деятельности
Принимая во внимание, что в кадастровой деятельности Постановлением Правительства РФ от 16.04.2016 N 313 с 01.07.2016 г. законодательно определен орган (Росреестр), который осуществляет государственный надзор и ведение государственного реестра кадастровых инженеров и государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (ст. 3.2.Федерального закона от 24.07.207 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости») необходимо устранить двойное толкование нормы ст. 5 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части обязанности формирования за счет кадастровых инженеров, а фактически за счет денежных средств потребителей кадастровых работ и услуг, дополнительного публичного реестра сведений о кадастровых инженерах – субъектах регулирования в части дублирования сведений Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности и государственного реестра кадастровых инженеров.
Правительству Российской Федерации, Открытому правительству
В части саморегулирования в целом
1) Утвердить Минэкономразвития России организацией, ответственной за определение государственной политики в сфере саморегулирования.
2) Контролировать реализациюКонцепции совершенствования механизмов саморегулирования (утверждена Распоряжением Правительства РФ №2776-р от 30.12.2015 г.), в том числе приведение отраслевые законов в различных сферах саморегулирования в соответствие с положениями Концепции.
3) Трансформировать закон 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» в закон «О саморегулировании», в котором предусмотреть реализацию трехуровневой модели саморегулирования (члены СРО, СРО, Национальные объединения СРО), прописанной в Концепции.
4) Поддержать инициативу профессионального и предпринимательского сообществ о необходимости разработки и принятия Закона о законах, в рамках которого будут регламентированы требования по разработке, принятию и исполнению федеральных законов.
В части саморегулирования в строительстве
Изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации:
1. Включить дополнительный пункт 3) в часть 3 статьи 55.6:
«3.Членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением:
3) юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей – членов специализированных (отраслевых) ассоциаций, союзов, осуществляющих деятельность в различных субъектах Российской Федерации (см. табл. Комментарии к Рекомендациям п. 1.1, стр. 1).
2. Дополнить пункт 1 части 3 статьи 55.4 ссылкой на пункт 3 части 3 статьи 55.6:
«3. Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, при условии соответствия некоммерческой организации следующим требованиям:
1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем ста индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство на основании договора строительного подряда, индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, являющихся застройщиками, самостоятельно осуществляющими строительство, зарегистрированных в установленном законом порядке на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, и индивидуальных предпринимателей и (или)
юридических лиц, осуществляющих строительство и указанных в пунктах 1, 2 и3 части 3 статьи 55.6 настоящего Кодекса;» (см. таб. Комментарии к Рекомендациям п.1.1, стр. 2 ).
3. Исключить п. 9 ст. 55.16 из Градостроительного кодекса Российской Федерации об обязанности членов СРО вносить взносы в компенсационный фонд возмещения вреда в случае снижения его размеров из-за обесценения финансовых активов, возникшего в результате размещения и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда (см. таб. Комментарии к Рекомендациям п. 3, стр. 4).
4. Исключить п. 12 ст. 3.3 Федерального закона №191-ФЗ от 29.12.2004 г. (в ред. от 03.07.2016 г.) «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»:
«12. Средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, внесенные ранее исключенными членами и членами, добровольно прекратившими членство в саморегулируемой организации, доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда, зачисляются в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, а в случае, если не принято решение о формировании такого фонда, в компенсационный фонд возмещения вреда, за исключением случая, предусмотренного частью 13 настоящей статьи.» (см. таб. Комментарии к Рекомендациям п. 4, стр. 5-6).
Изменения в Федеральный закон от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. 372-ФЗ):
Внести изменения в ч.2 ст. 189.91 «Конкурсная масса кредитной организации» ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в целях реализации ч. 8 ст. 55.16-1 ГрК РФ об обеспечении сохранности средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций:
«Из имущества кредитной организации, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, составляющее ипотечное покрытие в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, ценные бумаги и иное имущество клиентов кредитной организации, принятые и (или) приобретенные кредитной организацией за их счет по договорам хранения, договорам доверительного управления, депозитарным договорам, договорам о брокерском обслуживании и договорам депозитных счетов нотариусов, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций, размещенных в кредитной организации в целях обеспечения их сохранности и увеличения размера в соответствии с императивной нормой, установленной законодательством. (см. таб. Комментарии к Рекомендациям п. 2, стр.3-4).
В части саморегулирования аудиторской деятельности
Поддержать предложения аудиторского сообщества по необходимости отмены пункта б) части 3 статьи 3 и пункта 1 части 6 статьи 4 №403-ФЗ от 01.12.2014 г.
Министерству экономического развития Российской Федерации
В части саморегулирования в целом
1) Контролировать реализацию Концепции совершенствования механизмов саморегулирования (утверждена Распоряжением Правительства РФ №2776-р от 30.12.2015 г.), в том числе приведение отраслевые законов в различных сферах саморегулирования в соответствие с положениями Концепции.
2) Трансформировать закон 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» в закон «О саморегулировании», в котором предусмотреть реализацию трехуровневой модели саморегулирования (члены СРО, СРО, Национальные объединения СРО), прописанной в Концепции.
3) Поддержать инициативу профессионального и предпринимательского сообществ о необходимости разработки и принятия Закона о законах, в рамках которого будут регламентированы требования по разработке, принятию и исполнению федеральных законов.
4) Устранить двойное толкование нормы ст. 5 Федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях (далее -315-ФЗ)) в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – 360-ФЗ) в части обязанности формирования за счет кадастровых инженеров и оценщиков, а фактически за счет денежных средств потребителей кадастровых и оценочных работ и услуг «параллельного» публичногореестра сведений о кадастровых инженерах и оценщиках – субъектах регулирования в части «дублирования» сведений Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности и государственного реестра кадастровых инженеров для чего рассмотреть возможность внесения в ч.5 ст. 5 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» следующей поправки:
«Сведения о членстве в саморегулируемой организации (вступление в члены, прекращение членства), предусматривающей в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации, не подлежат внесению членом саморегулируемой организации в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях, если федеральными законами установлена обязанность для уполномоченного органа исполнительной власти, осуществляющего функции по надзору за деятельностью саморегулируемой организации, по ведению сводного реестра членов саморегулируемой организации.»
В части саморегулирования в строительстве
Участники слушаний просят оказать содействие в разработке проекта Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
Изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации:
1. Включить дополнительный пункт 3) в часть 3 статьи 55.6:
«3.Членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением:
3) юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей – членов специализированных (отраслевых) ассоциаций, союзов, осуществляющих деятельность в различных субъектах Российской Федерации (см. табл. Комментарии к Рекомендациям п. 1.1, стр. 1).
2. Дополнить пункт 1 части 3 статьи 55.4 ссылкой на пункт 3 части 3 статьи 55.6:
«3. Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, при условии соответствия некоммерческой организации следующим требованиям:
1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем ста индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство на основании договора строительного подряда, индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, являющихся застройщиками, самостоятельно осуществляющими строительство, зарегистрированных в установленном законом порядке на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, и индивидуальных предпринимателей и (или)
юридических лиц, осуществляющих строительство и указанных в пунктах 1, 2 и3 части 3 статьи 55.6 настоящего Кодекса;» (см. таб. Комментарии к Рекомендациям п.1.1, стр. 2 ).
3. Исключить п. 9 ст. 55.16 из Градостроительного кодекса Российской Федерации об обязанности членов СРО вносить взносы в компенсационный фонд возмещения вреда в случае снижения его размеров из-за обесценения финансовых активов, возникшего в результате размещения и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда (см. таб. Комментарии к Рекомендациям п. 3, стр. 4).
4. Исключить п. 12 ст. 3.3 Федерального закона №191-ФЗ от 29.12.2004 г. (в ред. от 03.07.2016 г.) «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»:
«12. Средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, внесенные ранее исключенными членами и членами, добровольно прекратившими членство в саморегулируемой организации, доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда, зачисляются в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, а в случае, если не принято решение о формировании такого фонда, в компенсационный фонд возмещения вреда, за исключением случая, предусмотренного частью 13 настоящей статьи.» (см. таб. Комментарии к Рекомендациям п. 4, стр. 5-6).
В части саморегулирования оценочной деятельности
1) Вернуть институт экспертизы отчетов об оценке как контрольно-надзорную функцию СРОО.
2) принять меры по приведению положений Федерального закона от 02.06.2016 № 172-ФЗ в соответствие с положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», профессионального стандарта «Специалист в оценочной деятельности» и дорожной карты «Совершенствование оценочной деятельности» в части организации квалификационного экзамена для входа в профессию и необходимого стажа (опыта) осуществления оценочной деятельности и/или связанной с ней деятельности (вместо трех лет – не менее одного года);
3) в целях развития системы независимой оценки квалификаций в области оценочной деятельности согласовать проведение квалификационного экзамена в период с 01 января 2017 г. по 01 апреля 2019 г. в соответствии с положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации»;
4) проводить не реже чем один раз в два месяца заседания Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России с целью обязательного согласования с представителями саморегулируемых организаций оценщиков любых проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и обязанности субъектов саморегулирования в области оценочной деятельности;
5) обеспечить путем внесения изменений в Приказ от 5 ноября 2014 г. № 700 «Об утверждении положения о совете по оценочной деятельности и положения о его рабочих органах» возможность представления и включения равного количества представителей всех саморегулируемых организаций оценщиков в рабочие органы при Совете по оценочной деятельности при Минэкономразвития России с целью реализации положений ФЗ «О саморегулируемых организациях» в части представления интересов субъектов саморегулирования при взаимоотношении с органами государственной власти.
В части саморегулирования кадастровой деятельности
С учетом недопустимости введения в заблуждение потребителей услуг кадастровых инженеров, увеличению государственных расходов и расходов потребителей при совершении учетно-регистрационных действий, при возникновении объективной необходимости наполнения Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности сведениями о членстве кадастровых инженеров в саморегулируемых организациях кадастровых инженеров разработать и становить правила и порядок информационного взаимодействия ЗАО «Интерфакс» и Росреестра в части обмена такими сведениями по запросам ЗАО «Интерфакс» аналогично правилам межведомственного информационного взаимодействия.
В части саморегулирования аудиторской деятельности
Поддержать предложения аудиторского сообщества по необходимости отмены пункта б) части 3 статьи 3 и пункта 1 части 6 статьи 4 №403-ФЗ от 01.12.2014 г.
Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
В части саморегулирования в строительстве
Участники слушаний просят оказать содействие в разработке проекта Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
В части саморегулирования в строительстве
Изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации:
1. Включить дополнительный пункт 3) в часть 3 статьи 55.6:
«3.Членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением:
3) юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей – членов специализированных (отраслевых) ассоциаций, союзов, осуществляющих деятельность в различных субъектах Российской Федерации (см. табл. Комментарии к Рекомендациям п. 1.1, стр. 1).
2. Дополнить пункт 1 части 3 статьи 55.4 ссылкой на пункт 3 части 3 статьи 55.6:
«3. Некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, при условии соответствия некоммерческой организации следующим требованиям:
1) объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее чем ста индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство на основании договора строительного подряда, индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, являющихся застройщиками, самостоятельно осуществляющими строительство, зарегистрированных в установленном законом порядке на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, и индивидуальных предпринимателей и (или)
юридических лиц, осуществляющих строительство и указанных в пунктах 1, 2 и3 части 3 статьи 55.6 настоящего Кодекса;» (см. таб. Комментарии к Рекомендациям п.1.1, стр. 2 ).
3. Исключить п. 9 ст. 55.16 из Градостроительного кодекса Российской Федерации об обязанности членов СРО вносить взносы в компенсационный фонд возмещения вреда в случае снижения его размеров из-за обесценения финансовых активов, возникшего в результате размещения и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда (см. таб. Комментарии к Рекомендациям п. 3, стр. 4).
4. Исключить п. 12 ст. 3.3 Федерального закона №191-ФЗ от 29.12.2004 г. (в ред. от 03.07.2016 г.) «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»:
«12. Средства компенсационного фонда саморегулируемой организации, внесенные ранее исключенными членами и членами, добровольно прекратившими членство в саморегулируемой организации, доходы, полученные от размещения средств компенсационного фонда, зачисляются в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, а в случае, если не принято решение о формировании такого фонда, в компенсационный фонд возмещения вреда, за исключением случая, предусмотренного частью 13 настоящей статьи.» (см. таб. Комментарии к Рекомендациям п. 4, стр. 5-6).
Министерству финансов Российской Федерации
В части саморегулирования аудиторской деятельности
Поддержать предложения аудиторского сообщества по необходимости отмены пункта б) части 3 статьи 3 и пункта 1 части 6 статьи 4 №403-ФЗ от 01.12.2014 г.
В части саморегулирования в строительстве
Участники слушаний просят оказать содействие по вопросу внесения изменений в ч. 2 ст. 189.91 «Конкурсная масса кредитной организации» Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части указания на исключение из конкурсной массы банков средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций, размещенных в кредитной организации в целях обеспечения их сохранности и увеличения размера в соответствии с императивной нормой, установленной законодательством.
Центральному банку Российской Федерации
В части саморегулирования аудиторской деятельности
Поддержать предложения аудиторского сообщества по необходимости отмены пункта б) части 3 статьи 3 и пункта 1 части 6 статьи 4 №403-ФЗ от 01.12.2014 г.
В части саморегулирования в строительстве
Участники слушаний просят оказать содействие по вопросу внесения изменений в ч. 2 ст. 189.91 «Конкурсная масса кредитной организации» Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части указания на исключение из конкурсной массы банков средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций, размещенных в кредитной организации в целях обеспечения их сохранности и увеличения размера в соответствии с императивной нормой, установленной законодательством.
В части саморегулирования оценочной деятельности
В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в статьи 72 и 73 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банку России переданы полномочия по определению рыночной и справедливой стоимости объектов залога на основе положений Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Во исполнение указанных положений Банк России приступил в разработке нормативных правовых актов, касающихся методологических вопросов определения рыночной и справедливой стоимости.
Рекомендовать Банку России проводить обсуждение проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы определения рыночной или иной стоимости активов кредитных организаций с Советом по оценочной деятельности при Минэкономразвития России перед их размещением на своем официальном сайте для целей общественного обсуждения и/или антикоррупционной экспертизы.
В связи с применением сотрудниками Банка России положений федеральных стандартов оценки и осуществлением деятельности по определению рыночной и иной стоимости активов кредитных организаций рекомендовать сотрудникам Банка России осуществлять данную деятельность с соблюдением законодательства в области саморегулирования и положений ст. 4 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».