Совместное Заседание Научно-экспертного и Учебно-методического советов Палаты налоговых консультантов

3 апреля 2012

Место проведения: офис ПНК

Тема: «Счета-фактуры по-новому»

Обсуждаем Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС".

Основной докладчик: Медведев А.Н., к.э.н., генеральный директор ЗАО «Аудит БТ»

Содокладчик: Демишева Т.А., управляющий партнер ООО "Консультационная фирма "Демишева и Ко" (Тема выступления: Оформление возврата товаров корректировочными счетами – фактурами. Комментарий к письму МФ РФ от 02.03.2012 г. № 03-07-09/17).

Вопросы для обсуждения:

  1. С какой даты следует применять положения Постановления Правительства РФ № 1137 с учётом писем Минфина России от 31.01.2012 № 03-07-15/11 и ФНС от 01.02.2012 № ЕД-4-3/1547@?
  2. Чем «ошибки» в заполнении счетов-фактур отличаются от «уточнения» количества (объёма) поставленных товаров?
  3. Какие ошибки влекут за собой оформление новых счетов-фактур, а какие - нет?
  4. Какой пакет первичных документов должен сопровождать корректировочные счета-фактуры при изменении цен или уточнении количества (объёма) товаров (работ, услуг)?
  5. Если обязательство согласно п. 2 ст. 317 ГК РФ выражено в иностранной валюте, но подлежит оплате в рублях, в счёте-фактуре указывается цена в пересчёте в российские рубли по курсу ЦБ РФ на дату отгрузки – что в этом случае необходимо указывать в отгрузочных документах (накладных, счетах, актах и т.д.), от которых и будет определяться суммовая разница?
  6. Что делать, если согласно п. 2 ст. 317 ГК РФ валюта денежных обязательств выражена в: (1) условных денежных единицах, не имеющих котировок ЦБ РФ (например, если «1 у.е. = стоимости одной унции серебра на Лондонской бирже цветных металлов»), (2) в иностранных валютах, но оплата не по курсу ЦБ РФ (например, «по курсу ММВБ + 1 %»)?

Итоги заседания:

В ходе заседания было отмечено, что поскольку в гл. 21 НК РФ вводится понятие «восстановление налога», данное понятие необходимо определить в части 1 НК РФ. «Восстановление» налога по своим экономическим последствиям эквивалентно налогообложению операций, с которыми связывается (напр., передача имущества в уставный капитал другой компании). Однако такие операции, обычно, льготируются в целях налогообложения. Соответственно, через указанное понятие фактически, нейтрализуется формально объявленное законодателем льготирование, что образует внутреннее противоречие в НК РФ. Кроме того, «восстановление» налога фактически приводит к возникновению налогового обязательства вне связи с соответствующим юридическим объектом налогообложения – операцией по реализации, для которой устанавливается самостоятельный порядок  определения базы. «Восстановление» применяется к налогу, который был принят к вычету от поставщика, который, в свою очередь, исчислил и заплатил этот налог в бюджет. Почему его нужно начислять и платить второй раз (вследствие «восстановления» у покупателя) – не вполне понятно. Вычет у покупателя имеет отношение к налоговой базе его поставщика, а не самого покупателя, поскольку с 2000 г. объектом налогообложения является операция по реализации, а не добавленная стоимость.  

Кроме того, по мнению участников заседания, необходимо внести ясность в ст. 5 НК РФ с тем, чтобы распространить ее действие не только на акты законодательства и иные правовые акты, но и на подзаконные нормативные правовые акты в области законодательства о налогах и сборах. Ни в НК РФ (применительно к налоговой базе вообще или применительно к первичным документам, используемым для целей исчисления налогов), ни в Постановлении № 1137 (применительно к счетам-фактурам) оказались не определены такие понятия как «ошибка», «искажение». Вместе с тем, на указанные понятия опираются нормативные положения, в конечном итоге определяющие порядок исчисления и декларирования налога (см. ст. 54 НК РФ и соответствующие положения Постановления 1137). Как было отмечено на заседании, критерии указанных понятий должны быть закреплены в НК РФ с целью отграничения их от таких понятий как: «неполнота сведений», «недостоверность сведений», «противоречивость сведений». Последние также нуждаются в установлении на законодательном уровне юридических критериев во избежание неоправданного применения к налогоплательщикам претензий о получении необоснованной налоговой выгоды.

Поскольку в состав условий для вычета налога в обязательном порядке входит условие о «принятии стоимости товаров, работ, услуг, имущественных прав к учету», в смежном законодательстве (законодательстве о бухгалтерском учете и соответствующих нормативных актах) должен быть отработан вопрос о том, как (какими первичными документами) подтверждается изменение цены товаров, работ или услуг, повлекшее за собой необходимость выставления корректировочных счетов-фактур. В Постановлении 1137 оставлена без внимания ситуация, когда в соответствии с ГК РФ  (ст. 317) валюта обязательства выражена либо в «у.е.», либо в иностранной валюте по согласованному сторонами курсу. Таким образом, в этих случаях сохраняется неопределенность, имевшая место до выхода Постановления 1137.  По мнению участников заседания, выше перечисленные ситуации нуждаются в нормативном урегулировании.