11-я конференция по профессиональным вопросам европейских налоговых консультантов

23 ноября 2018 / Мадрид (Испания)
23 ноября 2018 года в Мадриде (Испания) состоялась 11-я конференция  по профессиональным вопросам европейских налоговых консультантов 

"Тенденции прозрачности в налогообложении: как внедрить новые правила обязательного раскрытия информации ЕС и ОЭСР".

Организаторы конференции: Европейская конфедерация налоговых консультантов (CFE Tax Advisers Europe) и Испанская Ассоциация Налоговых Консультантов (AEDAF). 

На конференции выступили представитель Еврокомиссии г-н Райнхард Бибель, г-н Джон Петерсон, представитель ОЭСР, постоянный представитель Королевства Испания в ЕС г-н Йорг Феррерас Гутиэррес, член Парламента Королевства Испания Франциско де ла Торре, Президент Испанской ассоциации налоговых консультантов Эдуардо Гарсия, Генеральный директор Налоговой администрации Испании Иесус Гаскон, а также представители юридических и аудиторских компаний.  В своем выступлении представитель Еврокомиссии по вопросам политики прямого налогообложения Райнхард Бибель остановился на истории вопроса и целях DAC 6: повысить эффективность борьбы с уклонением от налогообложения путем раскрытия информации о потенциально агрессивных схемах налогового планирования, обмена информацией между государствами-членами. Он особо отметил, что важным моментом положений Директивы DAC 6 является - отсутствие презумпции при уклонении от налогообложения, а также то, что налоговые органы могут провести расследование на предмет наличия незаконной налоговой практики. Отсутствие действий со стороны налоговых органов не подразумевает принятия законности налоговой схемы. Г-н Бибель также подчеркнул, что основное обязательство по раскрытию информации лежит на посреднике, однако оно может перейти на налогоплательщика в случае отсутствия посредников, действия привилегии на сохранение адвокатской тайны, или, если посредник не из ЕС. При наличии нескольких посредников все они несут солидарную ответственность.

Правила поддержания профессиональной тайны устанавливаются в соответствии с положениями национальных законодательств. Обмен информацией происходит автоматически в
течение одного месяца после истечения квартала, в котором была представлена информация. Государства-члены получают доступ к информации через Центральное хранилище.

Еврокомиссия имеет ограниченный доступ к хранилищу. Сроки исполнения DAC 6: • к 31 декабря 2019 - принятие соответствующих положений в национальных законодательствах; • с 1 июля 2020 - начало применения; • к 31 октября 2020 - первый (регулярный) автоматический обмен информацией; • каждые 5 лет после 1 января 2013: отчет Комиссии; • раз в два года после 1 июля 2020: оценка актуальности Индикаторов (Hallmarks). Джон Петерсон, руководитель агрессивного налогового планирования Центра налоговой политики и администрирования ОЭСР остановился на вопросах уклонения от исполнения
Единого стандарта по обмену налоговой информацией (CRS). Он подчеркнул, что Правила обязательного раскрытия информации (MDR) являются ответом на уклонение от исполнения
CRS и нацелены на то, чтобы уровнять правила игры для всех игроков без неоправданного увеличения затрат для налогоплательщиков или финансовых институтов, осуществляющих  стандартные транзакции. Обязанность по раcкрытию информации несут посредники – профессиональные налоговые консультанты и компании, которые разрабатывают, продают на рынке и внедряют схемы уклонения от CRS и оффшорные схемы. Он особо указал на то, что правила ОЭСР и ЕС имеют одинаковую структуру, разработаны одновременно и с одной и той же целью.

В ходе конференции участники обсуждали практические аспекты исполнения Директивы, в частности:

Когда представлять информацию? Первый шаг осуществляется между 25 июня 2018 года и 30 июня 2020 года. После 2020 года «промоутеры» и налогоплательщики обязаны раскрыть
информацию через 30 дней после того дня, когда схема RCBA представлена и готова к осуществлению или после того, как сделан первый шаг для ее осуществления. Поставщики услуг
должны раскрывать информацию через 30 дней после дня оказания содействия, помощи или предоставления консультации (прямо или через третьих лиц). Для «готовых к продаже схем»
действуют особые правила: обновление информации раз в три месяца.

Какая информация подлежит раскрытию? Посредник или налогоплательщик из ЕС должны раскрыть следующую информацию: данные о посредниках и налогоплательщиках, информацию
о признаках, которые характеризуют схему, как подлежащую раскрытию, краткое содержание схемы, включая общее описание бизнеса, дата первого шага RCBA, детали положений национального
законодательства в отношении RCBA, стоимость схемы, указание государства-члена ЕС и любого лица в ЕС, которые могут оказаться под воздействием схемы. В ходе дискуссии также поднимался вопрос о том, кого считать посредниками – физическое лицо или юридическое лицо-работодателя такого физического лица, действующего в качестве посредника, или и того, и другого. Также обсуждались вопросы координации между компаниями, входящими в состав одной группы, но находящимися в разных государствах, законодательство которых они обязаны соблюдать. Участники конференции устранили множество трудностей и неясностей, связанных с исполнением новых требований, уточнили определение терминов: «международная схема», «участник», «налоговая выгода» и др. Были заданы вопросы о том, каким образом следует обновлять отчет, как новую схему, если схема дорабатывается? В числе трудностей также были указаны вопросы языка отчетов, необходимость перевода, учет национальных правил раскрытия информации, например, UK DOTAS. Далее участники обсуждали проблемы, связанные с действием принципа профессиональной адвокатской тайны и договорных положений о сохранении конфиденциальности, а также различий между ними. В связи с тем, что согласно директиве DAC 6, необходимо собирать данные о схемах уклонения налогообложения до принятия соответствующих норм в национальных законодательствах.

Участники полемизировали на тему «ретроспективного» и «ретроактивного» действия DAC 6. Некоторые участники конференции выразили сомнение в действенности этого правила,
поскольку после 25 июня 2018 года необходимо собирать информацию для отчетов в отсутствии ясности, какие нормы будут приняты в национальных законодательствах. Участники конференции высказали общую обеспокоенность тем, что в процессе перенесения норм DAC 6 в национальные законодательства может появиться «лоскутное одеяло» из
разноречивых норм и правил, идущих вразрез с идеей гармонизированного законодательства.

45147721025_ea4665fac1_z_2.jpg

45147719655_af0a44d63b_z_1.jpg

31120687347_cd0c9c5181_z_2.jpg

31120686417_84e0327ba9_z_1.jpg

31120685307_bd5de911fc_z_15.jpg