27 и 28 сентября 2018 года делегация Палаты налоговых консультантов приняла участие в мероприятиях Европейской конфедерации налоговых консультантов (CFE): Генеральной Ассамблеи CFE, заседаниях Профессионального и Налогового комитетах CFE. Участники Генеральной Ассамблеи обсудили отчеты о деятельности CFE.
CFE (CFE Tax Advisers Europe), европейская ассоциация налоговых институтов и палат, представляющих налоговых консультантов, избрала новые органы управления на 2019-2020 годы во время Генеральной Ассамблеи 28 сентября 2018 года. Новые органы управления начнут исполнять свои обязанности с 1 января 2019 года.
Генеральная Ассамблея (руководящий орган CFE) единогласно переизбрала на новый срок Президента - Piergiorgio Valente, Управляющий партнер Valente Associati GEB Partners and Crowe Valente и профессор Университета Link Campus, Рим, Италия). Martin Phelan, Партнер William Fry Tax Advisers, Ирландия, был избран Генеральным Секретарем, заместив Andrew Clarke, который останется делегатом CFE от Ирландского Налогового Института (ITI).
Генеральная Ассамблея избрала двух новых вице-президентов:
Gary Ashford, Партнер Harbottle & Lewis, член Совета Королевского института налогообложения (CIOT), Великобритания;
Anna Misiak, руководитель налоговой практики и консультирования, член правления Палаты налоговых консультантов Польши.
Были переизбраны на новый срок:
Petra Pospíšilová, Президент Палаты налоговых консультантов Чешской Республики;
Bruno Gouthière, Партнер CMS Francis Lefebvre и член Института налоговых юристов (Франция).
Рабочие вопросы по налогообложению осуществляются через работу двух комитетов: Фискального комитета и комитета по профессиональным вопросам. Руководители этих комитетов были переизбраны на новый срок:
Stella Raventós-Calvo, Партнер, вице-президент Испанской ассоциации налоговых консультантов (AEDAF) - Председателем Фискального комитета;
Wim Gohres, Партнер PricewaterhouseCoopers, Голландская ассоциация налоговых консультантов – NOB – Председателем комитета по профессиональным вопросам.
Заседание Профессионального комитета открыл Председатель, который представил повестку дня, а также обратил особое внимание на место проведения заседания – здание «Почтенного общества портных» – одной из 10 ливрейных компаний Лондона. Компания занимала это здание с 1347 года.
Утверждение Протокола предыдущего заседания Профессионального комитета.
Выступление представителя Управления Ее Величества по налогам и таможенным сборам (HMRC), который подчеркнул основную миссию своего Управления – сбор денежных средств, которые направляются на оплату деятельности государственных учреждений и общественных услуг, а также оказание целевой помощи гражданам. Управление ежегодно собирает 682 млрд фунтов стерлингов в год, проводит 2,3 млрд транзакций и обслуживает 50 млн клиентов. Основными элементами стратегии Управления являются клиентоориентированность, обеспечение исполнения требований и предотвращение нарушений, снижение вероятности споров, цифровизация, поддержка посредников и повышение роли налоговых агентов, а также развитие собственного персонала и служение государству. Он отдельно остановился на ключевой роли налоговых агентов и на стратегии Управления по оказанию поддержки налоговым агентам в вопросах цифровизации услуг, поддержания профессиональных стандартов и предоставления новых возможностей. Выступающий подробно остановился на роли CFE в продвижении единых стандартов доступа к профессии и практической деятельности и представил Справочник CFE для налоговых консультантов, где приводится обзор государственных и других европейских институтов, институциональных организаций, а также факты деятельности профессионалов в области налогообложения в разных государствах-членах ЕС. CFE стремится к тому, чтобы вдохновить профессиональные организации за пределами Европы на проведение реформы профессиональной деятельности в их странах. Справочник описывает разные формы регулирования деятельности налоговых консультантов. 31% налоговых агентов в Великобритании не являются членами профессиональных организаций. 70% случаев подозреваемого ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей, установленных Управлением, зафиксировано среди лиц, не являющихся членами профессиональных организаций. Примеры нарушений: мошенничество, недобросовестные действия, отмывание доходов, угрозы убийства. В Великобритании отсутствует государственное регулирование деятельности налоговых консультантов. Возникает трудный вызов: как обеспечить исполнение норм и правил? В качестве примера можно привести общественные споры по вопросу оптимизации налогов.
Члены комитета высказали обеспокоенность тем, что обязательная регистрация налоговых консультантов может вызвать рост затрат, что, в свою очередь, может привести к тому, что клиенты перестанут пользоваться услугами налоговых консультантов.
В ходе дискуссии были подняты проблемы недостаточной информированности общества о профессиональных обществах налоговых консультантов, обсуждались вопросы защиты клиентов от недобросовестных действий лиц, деятельность которых не контролируется, преимуществ и недостатков государственного регулирования профессии, а также проблемы влияния деятельности налоговых консультантов на доходы государства, например, по причине ошибок в налоговых декларациях или миллионных задолженностей по налоговым платежам. Было также подчеркнуто, что Управление Ее Величества по налогам и таможенным сборам реагирует на возникшие проблемы, но не занимается их предотвращением, специальная группа в составе Управления в случае необходимости расследует деятельность налоговых агентов, однако страдает от дефицита ресурсов. За год было всего лишь 12 случаев судебных разбирательств деятельности налоговых агентов, по которым суд вынес решение в пользу Управления. По причине крайней сложности системы в налоговых декларациях допускается огромное количество ошибок. В ходе дискуссии был поднят вопрос о том, что именно налогоплательщики несут ответственность за исполнение обязательств по уплате налогов, однако трудно определить, по чьей вине допущена ошибка. Во время обсуждения представитель Чехии заявил о строгом регулировании деятельности налоговых агентов в своей стране, а также о том, что налоговым консультированием занимаются и юристы, и экономисты. Далее обсуждался вопрос конфиденциальности: как защитить конфиденциальную информацию при необходимости раскрытия информации государственным органам, а также вопрос раскрытия информации о предполагаемых правонарушениях. Члены комитета также высказали обеспокоенность тем, что в результате жесткой налогово-бюджетной политики проведено сокращение государственных служб и даже законные способы избежания налогообложения объявляются неприемлемыми, что в свою очередь, вызывает вопросы: «Где нужно поставить точку»? «Что приемлемо»?
Директива об обязательном раскрытии информации DAC 6
Директива вступила в силу 25 июня 2018 года. Срок исполнения для государств-членов – 31 декабря 2019 года. Требования о раскрытии информации применяются с 2 июля 2020 года. Все схемы, инициированные после 25 июня 2018 года, подлежат раскрытию. Директива дает описание трансграничных сделок, подлежащих раскрытию, определяет термин «посредник», описывает Признаки таких схем и обязательства по раскрытию. Директива не применяется, если в схеме не участвуют государства-члены. Директива применяется если:
- хотя бы один из участников из государства-члена ЕС;
- не все участники являются налоговыми резидентами одной и той же юрисдикции;
- один или несколько участников имеет (имеют) постоянное представительство в другой юрисдикции;
- один или несколько участников ведут деятельность в другой юрисдикции;
- схема окажет возможное воздействие на автоматический обмен информацией или установление бенефициарной собственности - схема отвечает хотя бы одному Признаку.
Было обращено особое внимание на определение посредника: любое лицо, которому известно, или по обоснованному ожиданию может быть известно о такой схеме, т.е. данное определение включает любое лицо, оказывающее содействие или помощь в качестве посредника.
В ответ на вопрос о том, кто должен раскрывать информацию, если посредник является сотрудником компании. Большинство толкователей считает, что информацию должна раскрывать организация, однако некоторые считают, что посредник-физическое лицо. Было отмечено, что в последнем случае информацию будут вынуждены раскрывать десятки человек в одной организации.
В ходе дискуссии было подчеркнуто, что за раскрытие информации отвечает налоговый консультант, а не клиент. В случае сомнений лучше раскрывать информации. Однако при раскрытии информации могут возникнуть проблемы с клиентом, а, если информация не раскрыта, это тоже создает проблемы, включая опасения клиентов, вызванные нераскрытием. Представитель Управления Ее Величества по налогам и таможенным сборам подчеркнул необходимость разумного подхода: чрезмерное раскрытие информации в отсутствие необходимости приводит к налоговым претензиям к клиентам, которые несут убытки - необходимо оценивать соответствующие риски.
Во время обсуждения был поднят вопрос о воздействии DAC6 на уменьшение случаев уклонения от налогов. Члены комитета высказали сомнения, заявив, что, возможно, количество случаев уменьшится, но это не значит, что Директива будет работать, учитывая, что Признаки сформулированы слишком широко. Была высказана обеспокоенность тем, что, если налогоплательщик выберет юрисдикцию с более низкими налоговыми ставками, это может расцениваться как уклонение от налогов, равно как и переезд в страну с более низкими налогами. В ходе дискуссии также поднимались вопросы, связанные с выплатой дивидендов и необходимостью определения соответствующего Признака, а также обсуждались подходы к ситуациям, когда часть заработной платы выплачивается в другой юрисдикции. Общая проблема заключается в том, что лицо избегает исполнения необязательного к исполнению правила, а налоговый консультант обязан раскрывать эту информацию.
Заключение CFE по вопросам DAC 6:
- отсутствие единых правил;
- конфиденциальность и прозрачность должны идти «рука об руку»;
- отказ от прав требования раскрытия информации;
- налоговые консультанты оказывают содействие в раскрытии, или
- налогоплательщики доверяют налоговым консультантам раскрыть информацию.
Примерные правила ОЭСР по раскрытию информации об уклонении от CRS
Заключение CFE:
- определения слишком широкие и сложные для понимания;
- диспропорционально большая ответственность налоговых консультантов;
- избегание необязательных ситуаций;
- штрафные санкции;
- CRS должны быть более понятными.
Примерный Устав налогоплательщика, разработанный CFE
Йен Янг, делегат ICAEW и председатель Подкомитета по косвенному налогообложению подчеркнул, что CFE подготовила Заключение о важности соблюдения прав налогоплательщиков и уставов. Устав описывает взаимоотношения с налоговыми органами, налоговые декларации и т.д. Устав предписывает использование передовой практики, а не конфронтацию с налоговыми органами. CFE считает, что устав должен быть неотъемлемой частью налоговой системы. В Великобритании уставы налогоплательщика, в отличие от Германии, не является частью нормативно-правовой базы. CFE предлагает организовать конференцию для обсуждения вопросов, связанных с Уставом. Представитель Бельгии высказала сомнение в ценности Устава, однако были высказаны мнения о том, что, независимо от того, будут уставы обязательны к исполнению или нет, они сыграют важную роль в обеспечении соблюдения норм и правил. Если применение Устава окажется успешным, это будет более убедительным для других.
11 Конференция по профессиональным вопросам налогового консультирования в Мадриде
Повестка дня:
1. Последствия принятия Правил раскрытия информации ЕС/ОЭСР с фокусом на решение проблемы агрессивного налогового планирования
2. Последствия принятия DAC 6 для практиков в области налогообложения и для налоговых администраций.
Противодействие отмыванию доходов
- Исполнение Директивы 4 по борьбе с отмыванием доходов
- Директива 5 вступила в силу 9 июля 2018 года с целью предотвращения сокрытия крупных доходов и введения более строгих правил в отношении прозрачности деятельности корпораций
- Полный доступ к реестрам UBO
- Налоговые консультанты должны получать подтверждение или выписки о регистрации
- Частичный охват доверительных фондов без полного доступа к реестру UBO
В ходе дискуссии обсуждался вопрос защиты информаторов, черный список ЕС и его воздействие на страны, внесенные в список, часть которых внесла изменения в свое законодательство.
Деятельность Комитета "по налоговым технологиям"
В состав Комитета номинированы представители Профессионального и Фискального комитетов. Предполагаемая роль Комитета – управление изменениями. Цифровизация охватывает все сферы, задача Комитета – рассмотреть вопросы соответствия цифровым инновациям и адаптации к ним. комитета «по налоговым технологиям» (для налогообложения цифровой экономики). Председателем комитета избран – Ian Hayes, член Совета Королевского института налогообложения (CIOT), Великобритания. Комитет будет заниматься и вопросами технологий налогообложения, и налогообложением цифровой экономики и нуждается в специалистах по таким вопросам, как криптовалюты, Блокчейн и т.д.
Состоялась Генеральная Ассамблея CFE
27 сентября 2018 / Лондон (Великобритания)