...

Законопроект, авторское мнение А.И. Соломанина

 

Законопроект, авторское мнение А.И. Соломанина

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О НАЛОГОВОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Настоящий Федеральный закон составляет правовую основу осуществления деятельности по налоговому консультированию в целях оказания содействия в своевременной и полной уплате налогов и сборов и обеспечения защиты прав и законных интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Деятельность по налоговому консультированию

Деятельность по налоговому консультированию – предпринимательская деятельность, осуществляемая лицами, получившими статус налогового консультанта в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, по оказанию содействия в своевременной и полной уплате налогов и сборов и в обеспечении реализации законных прав и интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Налоговое консультирование, в том числе, включает в себя услуги:
1) по разъяснению положений законодательства о налогах и сборах;
2) по даче рекомендаций по ведению налогового учета, составлению и представлению налоговой отчетности;
3) по представлению интересов консультируемых лиц в налоговых органах и иных органах государственной власти и местного самоуправления.

Для целей настоящего Федерального закона деятельность сотрудников финансовых и иных органов государственной власти и местного самоуправления по разъяснению налогового законодательства в рамках осуществления ими своих полномочий, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, не является деятельностью по налоговому консультированию.

Для целей настоящего Федерального закона не признается деятельностью по налоговому консультированию деятельность, осуществляемая адвокатами, аудиторами, нотариусами, в части оказания ими сопутствующих услуг по налоговому консультированию.

Статья 2. Принципы налогового консультирования

Статья 3. Законодательство о налоговом консультировании

Законодательство Российской Федерации о налоговом консультировании состоит из настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся сферы применения настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Статья 4. Субъекты налогового консультирования

Налоговое консультирование вправе осуществлять налоговые консультанты и налоговые консультации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Налоговым консультантом является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, получившее аттестат налогового консультанта.

Налоговая консультация – юридическое лицо, созданное в форме коммерческой организации для осуществления предпринимательской деятельности по налоговому консультированию и отвечающее требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Статья 5. Консультируемые лица

Консультируемые лица – физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, и организации, заключившие договор с субъектом налогового консультирования об оказании им услуг по налоговому консультированию.

Глава 2. Статус субъектов налогового консультирования

Статья 6. Права субъекта налогового консультирования

При осуществлении налогового консультирования субъект налогового консультирования вправе:
1) давать заключения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
2) получать у консультируемого лица устные и письменные объяснения по вопросам, возникшим в процессе налогового консультирования, а также дополнительные сведения и документы;
3) получать по письменному запросу, согласованному с консультируемым лицом, дополнительные сведения и документы от третьих лиц по вопросам, возникшим в процессе налогового консультирования;
4) отказаться от налогового консультирования в случае непредставления консультируемым лицом требуемых документов и сведений, а равно представление недостоверных сведений и документов;
5) привлекать к налоговому консультированию на договорной основе с согласия консультируемого лица необходимых специалистов и экспертов;
6) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных соглашением об оказании услуг консультируемому лицу, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Налоговый консультант вправе выступать в качестве уполномоченного представителя участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в налоговых органах и иных органах государственной власти и местного самоуправления.

Статья 7. Обязанности субъекта налогового консультирования

При осуществлении налогового консультирования субъект налогового консультирования обязан:
1) соблюдать требования законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по налоговому консультированию;
2) предъявлять при заключении договора на оказание услуг по налоговому консультированию консультируемому лицу аттестат налогового консультанта, а также документы, подтверждающие страхование профессиональной ответственности;
3) осуществлять деятельность по налоговому консультированию в соответствии с принципами налогового консультирования;
4) сообщать своевременно консультируемому лицу о невозможности осуществления деятельности по налоговому консультированию, а также о необходимости дополнительного привлечения налоговых консультантов, экспертов, специалистов;
5) информировать консультируемое лицо о действующем законодательстве о налогах и сборах;
6) обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых при осуществлении деятельности по налоговому консультированию, не разглашать их содержание без согласия консультируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
7) осуществлять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором об оказании услуг консультируемому лицу.

Статья 8. Тайна налогового консультирования

Деятельность по налоговому консультированию носит конфиденциальный характер.

Тайной налогового консультирования являются любые сведения, ставшие известными налоговому консультанту в процессе осуществления им деятельности по налоговому консультированию.

Не является разглашением тайны налогового консультирования предоставление сведений третьим лицам, ставших им известными с согласия консультируемого лица.

Находящиеся в распоряжении налогового консультанта сведения и документы, предоставляются органам государственной власти Российской Федерации исключительно по решению суда.

Статья 9. Приобретение статуса налогового консультанта

Статус налогового консультанта вправе приобрести лицо, имеющее высшее юридическое или экономическое образование, подтвержденное документом о высшем юридическом или экономическом образовании, признаваемым в Российской Федерации и соответствующее иным требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Указанное лицо также должно иметь стаж работы по специальности не менее 10 лет, за исключением лиц, имеющих ученую степень или ученое звание по юридической или экономической специальности, для которых стаж работы по специальности должен составлять не менее 3 лет.

У лиц, высшее юридическое или экономическое образование которых является впервые полученным высшим профессиональным образованием, стаж работы по специальности исчисляется не ранее чем с момента окончания соответствующего образовательного учреждения.

Не вправе претендовать на приобретение статуса налогового консультанта и осуществления деятельности по налоговому консультированию лица:
1) признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
2) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
3) имеющие непогашенную ил неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
4) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных и контролирующих органов, органов прокуратуры, судебных органов по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утрата доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года.

В стаж работы по экономической или юридической специальности, необходимый для приобретения статуса налогового консультанта включается, стаж работы:
1) в качестве мирового судьи, судьи суда общей юрисдикции, арбитражного суда, Конституционного суда Российской Федерации;
2) на требующих высшего экономического или юридического образования государственных должностях в правоохранительных или контролирующих органах исполнительной власти Российской Федерации;
3) на требовавших высшего экономического или юридического образования должностях в существовавших до принятия действующей Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, РСФСР и Российской Федерации в сфере финансов и налогов, а также правоохранительных, контролирующих и судебных органах, находившихся на территории Российской Федерации;
4) на требующих высшего экономического или юридического образования должностях государственной и муниципальной службы в сфере финансов, налогов и сборов;
5) на требующих высшего экономического или юридического образования должностях в экономических и юридических подразделениях организаций;
7) на требующих высшего экономического или юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях в сфере финансов, налогов и сборов;
8) в качестве преподавателя экономических и юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
9) в качестве адвоката, аудитора, бухгалтера.

Решение о присвоении статуса налогового консультанта принимает квалификационная комиссия профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации (далее – квалификационная комиссия) после успешного прохождения аттестации лицом, претендующим на приобретение статуса налогового консультанта.

Аттестация – проверка квалификации лиц, претендующих на приобретение статуса налогового консультанта, проводимая в форме квалификационного экзамена.

Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается аттестат налогового консультанта.

Порядок проведения аттестации, форма, порядок выдачи и сроки выдачи аттестата, определяется федеральным органом исполнительной власти в области финансов.

Статус налогового консультанта приобретается с момента внесения соответствующей записи в единый реестр налоговых консультантов.

Статья 10. Реестр налоговых консультантов

Реестр налоговых консультантов представляет собой информационную систему, содержащую сведения о лицах, имеющих статус налогового консультанта или налоговой консультации, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Ведение реестра налоговых консультантов, имеющих статус налогового консультанта, осуществляется профессиональным объединением налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации.

Сведения о прохождении аттестации и приеме в состав профессионального объединения налоговых консультантов и налоговых консультаций по субъекту Российской Федерации в десятидневный срок направляются профессиональным объединением налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации в Общероссийское объединение налоговых консультантов.

Ведение единого реестра налоговых консультантов осуществляется Общероссийским объединением налоговых консультантов. Порядок ведения реестров налоговых консультантов определяется федеральным органом исполнительной власти в области финансов.

Статья 11. Приостановление статуса налогового консультанта

Статус налогового консультанта приостанавливается по следующим основаниям:
1) избрание налогового консультанта в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на постоянной основе;
2) неспособность налогового консультанта более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности;
3) призыв налогового консультанта на военную службу;
4) признание налогового консультанта безвестно отсутствующим в установленном Федеральным законом порядке;
5) личное заявление налогового консультанта.

В случае принятия судом решения о применении к налоговому консультанту принудительных мер медицинского характера суд может рассмотреть вопрос о приостановлении статуса данного налогового консультанта.

Приостановление статуса налогового консультанта влечет за собой приостановление действия в отношении данного налогового консультанта гарантий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Лицо, статус налогового консультанта которого приостановлен, не вправе осуществлять деятельность по налоговому консультированию, а также занимать выборные должности профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации. Нарушение положений данного пункта настоящей статьи влечет прекращение статуса налогового консультанта. Решение о приостановлении статуса налогового консультанта принимает совет профессионального объединения налоговых консультантов того субъекта Российской Федерации, в реестр которого внесены сведения об этом налоговых консультантов.

После прекращения действия оснований, предусмотренных настоящей статьей, статус налогового консультанта возобновляется по решению совета, принявшего решение о приостановлении статуса налогового консультанта, на основании личного заявления налогового консультанта, статус которого был приостановлен.

Решение совета профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации о приостановлении статуса налогового консультанта или об отказе в возобновлении статуса налогового консультанта может быть обжаловано в Общероссийское профессиональное объединение налоговых консультантов, а также в суд.

Общероссийское профессиональное объединение налоговых консультантов в 10-дневный срок со дня получения указанного уведомления вносит сведения о приостановлении либо возобновлении статуса налогового консультанта в единый реестр налоговых консультантов.

Cтатья 12. Прекращение статуса налогового консультанта

Статус налогового консультанта прекращается по решению совета профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации, в реестр которого внесены сведения о налоговом консультанте, при наличии следующих оснований:
1) подаче налоговым консультантом заявления о прекращении статуса налогового консультанта в совет профессионального объедения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации;
2) вступления в законную силу решения суда о признании налогового консультанта недееспособным или ограниченно дееспособным;
3) смерти налогового консультанта или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
4) вступления в законную силу приговора суда о признании налогового консультанта виновным в совершении умышленного преступления;
5) наличия обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 9 Федерального закона;
6) нарушения положений части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Статус налогового консультанта может быть прекращен по решению совета профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации, в реестр которого внесены сведения о налоговом консультанте, при наличии одного из следующих оснований:
1) неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым консультантом своих профессиональных обязанностей;
2) неисполнения или ненадлежащего исполнения налоговым консультантом решений, принимаемых профессиональным объединением налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации;
3) установления факта предоставления недостоверных сведений в квалификационную комиссию.

Лицо, статус налогового консультанта которого прекращен, не вправе осуществлять деятельность по налоговому консультированию, а также являться членом профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации, занимать выборные должности в органах профессионального объединения по субъекту Российской Федерации.

О решении, принятом в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи совет профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации в десятидневный срок со дня его принятия уведомляет в письменной форме лицо, статус налогового консультанта, которого прекращен, а также Общероссийское профессиональное объединение налоговых консультантов.

Решение совета профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации, принятое по основаниям, предусмотренным частями 1 и 2 настоящей статьи, может быть обжаловано в Общероссийское профессиональное объединение налоговых консультантов, а также в суд.

Статус налогового консультанта прекращается с момента внесения соответствующей записи в единый реестр налоговых консультантов. Ранее выданный указанному лицу аттестат является недействительным.

Статья 13. Гарантии независимости налогового консультанта

Деятельность по налоговому консультированию может осуществляться налоговым консультантом на всей территории Российской Федерации.

Не допускается вмешательство в деятельность по налоговому консультированию либо воспрепятствование деятельности по налоговому консультированию за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Запрещается истребование либо изъятие документов и сведений, переданных налоговому консультанту консультируемым лицом, а также сведений и документов, полученных от третьих лиц в процессе налогового консультирования, иначе как по решению суда.

Глава 3. Деятельность по налоговому консультированию

Статья 14. Договор об оказании услуг по налоговому консультированию

Деятельность по налоговому консультированию осуществляется на основе гражданско-правового договора об оказании услуг, заключаемого в простой письменной форме.

Порядок и условия расторжения договора об оказании услуг по налоговому консультированию регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации с изъятиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Существенными условиями договора являются:
1) указание на субъект налогового консультирования, заключающего договор, а также на его принадлежность к определенному профессиональному образованию налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации и организационно-правовую форму осуществления деятельности по налоговому консультированию;
2) предмет налогового консультирования;
3) сроки оказания услуг по налоговому консультированию;
4) размер и порядок оплаты консультируемым лицом услуг по налоговому консультированию;
5) порядок и размер компенсации расходов субъекта налогового консультирования, связанных с оказанием услуг по налоговому консультированию;
6) сведения о наличии страхования гражданской ответственности субъекта налогового консультирования;
7) ответственность за неисполнение обязательств по соглашению.

Право субъекта налогового консультирования на оплату и компенсацию расходов, связанных с оказанием услуг по налоговому консультированию, не может быть переуступлено третьим лицам без специального согласия на то консультируемого лица.

Оплата консультируемым лицом услуг по налоговому консультированию и (или) компенсация субъекту налогового консультирования расходов, связанных с оказанием услуг по налоговому консультированию, подлежат обязательному внесению в кассу соответствующей налоговой консультации либо перечислению на расчетный счет налоговой консультации, налогового консультанта в порядке и сроки, которые предусмотрены договором.

Статья 15. Страхование гражданской ответственности субъекта налогового консультирования

В целях обеспечения защиты от недобросовестного консультирования консультируемых лиц осуществляется страхование гражданской ответственности субъекта налогового консультирования.

Страхование гражданской ответственности субъекта налогового консультирования осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для страхования ответственности по договору.

Наличие договора страхования гражданской ответственности субъекта налогового консультирования является обязательным условием заключения договора об оказании услуг по налоговому консультированию.

Статья 16. Определение места и организационно-правовой формы осуществления деятельности по налоговому консультированию

Налоговый консультант вправе самостоятельно определять место и организационно-правовую форму осуществления деятельности по налоговому консультированию.

Об избранных месте и организационно-правовой форме осуществления деятельности по налоговому консультированию налоговый консультант обязан уведомить совет профессионального объедения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Статья 17. Налоговый консультационный пункт

Местом осуществления индивидуальным предпринимателем деятельности по налоговому консультированию является налоговый консультационный пункт. Об учреждении налогового консультационного пункта налоговый консультант направляет в совет профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации заказным письмом уведомление, в котором указываются сведения о налоговом консультанте, месте нахождения налогового консультационного пункта, порядок осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом профессионального объедения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации и налоговым консультационным пунктом.

Налоговый консультант, учредивший налоговый консультационный пункт, открывает счета в банках в соответствии с законодательством, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием налогового консультационного пункта, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учрежден налоговый консультационный пункт.

Договор об оказании услуг по налоговому консультированию в налоговом консультационном пункте заключается между налоговым консультантом и консультируемым лицом и регистрируются в документации налогового консультационного пункта. Налоговый консультационный пункт может размещаться в нежилом офисном помещении, используемом налоговым консультантом на праве собственности или на праве аренды.

Налоговый консультант вправе использовать для размещения налогового консультационного пункта жилые помещения, принадлежащие ему либо членам его семьи на праве собственности, с согласия последних.

Жилые помещения, занимаемые налоговым консультантом и членами его семьи по договору найма, могут использоваться налоговым консультантом для размещения налогового консультационного пункта с согласия наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с налоговым консультантом.

Статья 18. Налоговые консультации

Налоговая консультация – коммерческая организация, созданная в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества, двумя и более налоговыми консультантами для осуществления налогового консультирования.

Штат налоговой консультации должен состоять не менее чем на половину от общего числа работников из налоговых консультантов.

Доля участия налоговых консультантов в капитале организации должна составлять не менее 50 процентов.

Статья 19. Права консультируемых лиц

Консультируемые лица имеют право:
) самостоятельно выбирать субъекта налогового консультирования и заключать с ним договор об оказании услуг по налоговому консультированию на основе установленных Общероссийским профессиональным объедением налоговых консультантов стандартов налогового консультирования;
2) получать от субъекта налогового консультирования информацию и разъяснения по вопросам, связанным с применением законодательства о налогах и сборах;
3) получать рекомендации по вопросам реализации прав и исполнения обязанностей консультируемыми лицами как участниками отношений, урегулированных законодательством о налогах и сборах;
4) информировать профессиональное объединение налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации, Общероссийское профессиональное объединение налоговых консультантов о фактах ненадлежащего налогового консультирования;
5) требовать соблюдения тайны налогового консультирования;
6) требовать возмещения ущерба, причиненного недобросовестным налоговым консультированием;
7) давать согласие либо отказаться от дополнительного привлечения налоговых консультантов, экспертов и специалистов;
8) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором об оказании услуг по налоговому консультированию, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Статья 20. Обязанности консультируемых лиц

Консультируемые лица обязаны:
1) не препятствовать субъектам налогового консультирования в осуществлении деятельности по налоговому консультированию;
2) давать субъекту налогового консультирования устные и письменные объяснения по вопросам, возникшим в процессе налогового консультирования, а также предоставлять дополнительные сведения и документы;
3) выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Глава 4. Профессиональные объедения налоговых консультантов

Статья 21. Виды профессиональных объединений налоговых консультантов

Налоговые консультанты имеют право создавать профессиональные объединения налоговых консультантов для целей, установленных настоящим Федеральным законом, в форме некоммерческих организаций.

Видами профессиональных объединений налоговых консультантов являются профессиональное объединение налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации и Общероссийское профессиональное объединение налоговых консультантов (далее - профессиональные объединения налоговых консультантов).

Статья 22. Членство в профессиональных объединениях налоговых консультантов

Членами профессиональных объединений налоговых консультантов могут быть налоговые консультанты, налоговые консультации и организации, выразившие поддержку целям и задачам профессиональных объединений налоговых консультантов, принимающие участие в становлении, развитии и совершенствовании профессионального налогового консультирования, повышении налоговой культуры населения, соблюдающие уставы профессиональных объединений налоговых консультантов и уплачивающие взносы.

Члены профессиональных объединений налоговых консультантов имеют равные права и несут равные обязанности.

Права членов профессионального объединения налоговых консультантов не могут быть переданы третьим лицам.

Профессиональное объединение налоговых консультантов осуществляют регистрацию и учет членов профессионального объединения налоговых консультантов.

Условия и порядок приема в члены профессиональных объединений налоговых консультантов, условия и порядок прекращения членства профессиональных объединений налоговых консультантов, а также права и обязанности членов профессиональных объединений налоговых консультантов определяется уставом соответствующего профессионального объединения налоговых консультантов.

Статья 23. Профессиональное объединение налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации

Профессиональное объединение налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве налоговых консультантов и налоговых консультаций одного субъекта Российской Федерации.

На территории субъекта Российской Федерации может быть образовано только одно профессиональное объединение налоговых консультантов, которое не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов Российской Федерации. Образование межрегиональных и иных межтерриториальных профессиональных объединений налоговых консультантов не допускается.

Профессиональное объединение налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации действует на основании общих положений для организаций данного вида, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Профессиональное объединение налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму и субъект Российской Федерации, на территории которого оно образовано и действует.

Профессиональное объединение налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации создается в целях обеспечения оказания квалифицированных услуг по налоговому консультированию, их доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации, представительства и защиты интересов налоговых консультантов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, аттестации, контроля за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению деятельности по налоговому консультированию, повышения квалификации налоговых консультантов и соблюдения налоговыми консультантами кодекса профессиональной этики налогового консультанта.

Профессиональное объединение налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации является органом самоуправления налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации.

Решения органов профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех членов профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации.

Профессиональное объединение налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации не вправе осуществлять деятельность по налоговому консультированию от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью.

Профессиональное объединение налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации образуется учредительным собранием налоговых консультантов.

Профессиональное объединение налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает расчетный и другие счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также имеет печать, штампы и бланки со своим наименованием, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого оно образовано.

Налоговые консультанты не отвечают по обязательствам профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации, а профессиональное объединение налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации не отвечает по обязательствам налоговых консультантов.

Профессиональное объединение налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации подлежит государственной регистрации, которая осуществляется на основании решения учредительного собрания налоговых консультантов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Профессиональное объединение налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации не подлежит реорганизации./p>

Ликвидация профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации может быть осуществлена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Ревизионная комиссия

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации избирается ревизионная комиссия из числа налоговых консультантов, сведения о которых внесены в реестр налоговых консультантов по соответствующему субъекту Российской Федерации.

Об итогах своей деятельности ревизионная комиссия отчитывается перед собранием налоговых консультантов.

Члены ревизионной комиссии могут совмещать работу в ревизионной комиссии с деятельностью по налоговому консультированию, получая при этом вознаграждение за работу в ревизионной комиссии в размере, определяемом советом профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации. Члены ревизионной комиссии не вправе занимать иную выборную должность в профессиональном объединении налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации.

Статья 25. Квалификационная комиссия

Квалификационная комиссия создается для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на получение статуса налогового консультанта, а также для рассмотрения жалоб по фактам недобросовестного налогового консультирования.

Квалификационная комиссия формируется из состава наиболее подготовленных налоговых консультантов, являющихся членами соответствующих профессиональных объединений налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации, которые должны составлять большинство, а также из специалистов территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области финансов и федерального органа исполнительной власти в области налогов и сборов.

Председателем квалификационной комиссии является президент профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации по должности.

Квалификационная комиссия считается сформированной и правомочна принимать решения при наличии в ее составе не менее двух третей от числа членов квалификационной комиссии.

Типовые регламент и порядок работы квалификационной комиссии утверждается Общероссийским профессиональным объединением налоговых консультантов.

Заседания квалификационной комиссии созываются председателем квалификационной комиссии по мере необходимости, но не реже четырех раз в год. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов квалификационной комиссии.

Статья 26. Совет профессионального объединения

Совет профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации является коллегиальным исполнительным органом профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации.

Совет избирается собранием налоговых консультантов тайным голосованием в количестве не более 7 человек из состава членов профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации и подлежит обновлению (ротации) один раз в два года на одну треть./p>

Совет профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации:
1) избирает из своего состава президента профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации; одного или нескольких вице-президентов определяет их полномочия;
2) в период между собраниями налоговых консультантов принимает решения о досрочном прекращении полномочий членов совета, статус налогового консультанта которых прекращен или приостановлен. Данные решения вносятся на утверждение очередного собрания налоговых консультантов;
3) принимает меры по обеспечению доступности услуг по налоговому консультированию на всей территории субъекта Российской Федерации;
4) представляет профессиональное объединение налоговых консультантов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
5) содействует подготовке, переподготовке и повышению квалификации налоговых консультантов, в том числе, утверждает программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации налоговых консультантов, организует профессиональное обучение по данным программам;
6) рассматривает жалобы по факту недобросовестного налогового консультирования с учетом заключения квалификационной комиссии;
7) организует информационное обеспечение налоговых консультантов, а также обмен опытом работы между ними;
8) осуществляет международное сотрудничество с профессиональными объединениями налоговых консультантов, другими общественными организациями иностранных государств;
9) осуществляет методическую деятельность;
10) созывает не реже одного раза в год собрания налоговых консультантов, формирует их повестку дня;
11) распоряжается имуществом профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации в соответствии со сметой и с назначением имущества;
12) утверждает регламенты совета и ревизионной комиссии, штатное расписание аппарата профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации;
13) определяет размер вознаграждения президента и вице-президентов, других членов совета профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации и членов ревизионной и квалификационной комиссий в пределах утвержденной собранием налоговых консультантов сметы расходов на содержание профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации;
14) организует прием и учет членов профессионального объединения налоговых консультантов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Заседания совета созываются президентом профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов совета./p>

Решения совета принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании, и являются обязательными для всех членов профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации.

Совет профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации не вправе осуществлять деятельность по налоговому консультированию от своего имени, а также предпринимательскую деятельность.

Статья 27. Президент профессионального объедения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации

Президент профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации представляет профессиональное объединение налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, а также с физическими лицами.

Президент профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации избирается советом профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации из своего состава сроком на пять лет.

По представлению президента профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации совет профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации выбирает одного или нескольких вице-президентов сроком на два года./p>

Статья 28. Общероссийское профессиональное объединение налоговых консультантов

Общероссийское профессиональное объединение налоговых консультантов является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей профессиональные объединения налоговых консультантов по субъектам Российской Федерации на основе обязательного членства.

Общероссийское профессиональное объединение налоговых консультантов как орган самоуправления налоговых консультантов в Российской Федерации создается в целях представительства и защиты интересов налоговых консультантов в федеральных органах государственной власти, общероссийских и международных общественных организациях и объединениях, а также в отношениях с физическими лицами.

Общероссийское профессиональное объединение налоговых консультантов осуществляет координацию деятельности профессиональных объединений налоговых консультантов по субъектам Российской Федерации, принимает меры к организации обеспечения высокого уровня оказываемых услуг по налоговому консультированию.

Общероссийское профессиональное объединение налоговых консультантов разрабатывает и утверждает типовые регламент и порядок работы квалификационной комиссии профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации, а также профессиональные стандарты (правила) налогового консультирования.

Общероссийское профессиональное объединение налоговых консультантов является юридическим лицом, имеет смету, расчетный и иные счета в банках в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также печати, штампы и бланки со своим наименованием.

Общероссийское профессиональное объединение налоговых консультантов образуется Общероссийским собранием налоговых консультантов. Образование других организаций и органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям Общероссийского профессионального объединения налоговых консультантов, не допускается.

Устав Общероссийского профессионального объединения налоговых консультантов принимается Общероссийским собранием налоговых консультантов.

Общероссийское профессиональное объедение налоговых консультантов возглавляет президент, который избирается Общероссийским собранием налоговых консультантов сроком на пять лет посредством открытого голосования.

Общероссийское профессиональное объединение налоговых консультантов подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Общероссийское профессиональное объединение налоговых консультантов не подлежит реорганизации. Ликвидация Общероссийского профессионального объединения налоговых консультантов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Решения Общероссийского профессионального объединения налоговых консультантов и его органов, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех профессиональных объединений налоговых консультантов по субъектам Российской Федерации и налоговых консультантов.

Глава 5. Государственный контроль за деятельностью по налоговому консультированию и ответственность налоговых консультантов

Статья 29. Осуществление государственного контроля за деятельностью по налоговому консультированию

Государственный контроль за деятельностью по налоговому консультированию осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области финансов.

Основными функциями федерального органа исполнительной власти в области финансов являются:
1) издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по налоговому консультированию;
2) организация и осуществление контроля за соблюдением субъектами налогового консультирования настоящего Федерального закона и иных актов законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности по налоговому консультированию.

Статья 30. Ответственность налоговых консультантов

Налоговые консультанты несут ответственность за ненадлежащее налоговое консультирование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 31. Переходные положения

Первоначально квалификационная комиссия профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации формируется из числа лиц, имеющих ученые степени или ученые звания по экономическим или юридическим специальностям, а также имеющих опыт практической работы в сфере финансов, налогов и сборов. В состав квалификационной комиссии профессионального объединения налоговых консультантов по субъекту Российской Федерации также включаются специалисты территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области финансов и федерального органа исполнительной власти в области налогов и сборов.

Статья 32. Вступление в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев с момента его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации В. Путин