...

Мероприятия

Коммуникация в налоговых отношениях: актуальные проблемы и рекомендации практиков

очно: Москва, улица Земляной Вал, д. 4, стр. 1, конференц-зал Союза "ПНК" / онлайн


Виноградова Ольга Александровна
член Научно-экспертного совета Союза «ПНК», налоговый консультант, независимый эксперт, государственный советник Российской Федерации 2-го класса
Матвеев Александр Владимирович
третейский судья, специалист по исполнительному производству, профессиональный медиатор, советник юстиции 1-го класса
Матиташвили Александр Арсенович
член Союза «ПНК», налоговый юрист, руководитель Департамента консалтинговых услуг аудиторской компании

Программа практикума

10 ноября

Комиссия по побуждению к самостоятельному уточнению и уплате налогов: модель поведения налогоплательщика и налогового органа с применением медиативных техник и технологий


Виноградова Ольга Александровна, член Научно-экспертного совета Союза «ПНК», независимый эксперт, до 2019 года - начальник межрегиональной инспекции ФНС по камеральному контролю, государственный советник Российской Федерации 2-го класса


  • Алгоритмы и «общий рисунок» действий налогового органа по выявлению «схемного» НДС

  • Что обязан установить налоговый орган при налоговом контроле: первичная информация об «НДС схеме»  как «навигатор контроля»; оценочное мнение об участниках «НДС схемы» с установлением их роли («техническая» компания и потенциальный выгодоприобретатель); доказанные факты с применением подходов поиска необоснованной налоговой выгоды.

  • Как устанавливается бенефициар «НДС схемы». Балльная система оценки налогоплательщика как выгодоприобретателя: приговор или основание к действию.

  • Логика поведения налогового органа в зависимости от ожидаемого результата налогового контроля (разбираем на примерах): 

- устранить «разрыв»;

- пресечь «НДС схему» с применением мер, препятствующих использованию «технических» компаний;

- корректно найти выгодоприобретателя «НДС схемы»; 

- акцептовать или мотивированно не акцептовать вывод об установленном выгодоприобретателе по цепочке от «технической» компании  другого региона;

- разакцептовать ранее согласованный вывод об установленном выгодоприобретателе с обоснованием позиции;

- побудить акцептованного выгодоприобретателя «НДС схемы» доплатить налог самостоятельно;

- актировать нарушение и доначислить налог, пени, штрафы.

  • Алгоритмы и «общий рисунок» действий налогоплательщика при вызове на комиссию

  • Что необходимо знать при вызове на комиссию, установить в ходе участия в комиссии, сделать после участия в комиссии. Права и обязанности налогоплательщика в данной процедуре налогового контроля.

  • Вызов на комиссию по побуждению к самостоятельному уточнению налога: ситуационная модель поведения налогоплательщика, порядок проведения которой не публичен для налогоплательщика:

- как правильными вопросами выявить степень доказанности необоснованной налоговой выгоды и вины налогоплательщика;

- какие действия выбрать (предоставить документы и информацию, поясняющую позицию налогоплательщика; обжаловать действие (бездействие) налогового органа при наличии оснований; занять выжидательную позицию и действовать в ответ на следующий шаг инспекции). 

  • Вызов на комиссию по побуждению к самостоятельному уточнению налога: ситуационная модель поведения налогоплательщика при истинных знаниях о своих сделках и их последствиях для налогов.

  • Сценарий развития событий в ходе и после комиссии по побуждению: оценка рисков и принятие мер по их устранению:

- Как, зная цель и ожидаемый результат налоговой, уточняющими вопросами подвигнуть свою налоговую к взаимовыгодному решению и  «породить сомнения» в ранее принятом решении об акцепте выгодоприобретателя, установленного налоговой другого региона;

- Как провести оценку рисков доначисления налога, пени и повышенных штрафов и принять мер по их уменьшению

  • «Управление» поведением налогоплательщика с целью самостоятельного отказа от схем: разбор ситуаций, выводы и рекомендации



11 ноября

Коммуникация (переговоры) с чиновником или комиссией налогового органа


Матвеев Александр Владимирович, третейский судья, специалист по исполнительному производству, профессиональный медиатор, советник юстиции 1-го класса


  • Отличие коммуникации от переговоров. 4 вида переговоров: какой выбрать

  • Ходить или не ходить, отвечать или не отвечать, признать или спорить – вот в чем вопрос.

  • Кто такой чиновник или оппонента «надо знать в лицо». Типология чиновника.

  • 4 уровня коммуникации. Как уйти от конфликта коммуникации. Трансакционная технология взаимодействия с чиновником.

  • Как правильно управлять «властной коммуникацией». Как не эскалировать конфликт и не порадеть новый спор по итогам взаимодействия с чиновником и/или комиссией. 

  • 5 инструментов управления деловым конфликтом.

  • Этапы деловых переговоров во взаимодействии с налоговыми органами

  • Действия при получении повестки и/или запроса. Правила формирования «реальной картины» вашего Дела. От де-факто через де-юре к отчетности. Как собирать и анализировать доказательства – важно не то, что знаете вы, важно то, что знает налоговая и как это интерпретирует. Смотрим глазами чиновника. Как тестировать (анализ и оценка) состава и объективности информации налогового органа об участников схем.

  • От ситуационного поведения к планомерным переговорам и корректной коммуникации. Перестаем или «бояться» или «недооценивать» чиновника. Как взаимодействовать с «Монстром» и «Коломбо». Как психологически подготовиться к встрече. Как уйти от страха, эмоциональной враждебности, недовольства и возмущений к статусным переговорам. 

  • Прояснения состава комиссии, персоналии чиновника и «повестки дня». Оценка рисков налогоплательщиков (последствий и времени их наступления) и выбор стратегии взаимодействия с налоговым органом. Согласование стратегии взаимодействия с налоговым органом: «сдаемся», «боремся», «проясняем ситуацию». Кто будет представлять ваши интересы?

  • Знать и соблюдать «ритуал». Фиксация процессуальных нарушений. Провокационные технологии: принцип «реализуем свои права в интересах оппонента» и техника «управления протоколом» - подведения итогов с рефреймингом и управлением фокуса внимания, а также фиксация или позиций (согласия или разногласия) или общего результата. 

  • Прежде чем начать объяснять, перехватите управление взаимодействием. Технология «Информационных» и «Риторических» вопросов на вооружении налогоплательщика или как «посеять сомнение» в позиции налоговиков. Объяснение или как продать «свое видение». Как уйти от конфликтного общения («что должно») к конструктивному («что есть») или к продуктивному («как возможно»).  Уровни аналитического слушания (активное слушание, «петля понимания» и т.д.). 

  • Поиск и предложения по процедуре разрешения проблемы и/или решению самой проблемы. Работа с «ультиматумом» и психологическим давлением или как «сгладить углы» в коммуникации.

  • Если вас хотят услышать, то разъясняем и обсуждаем вопросы. Доказательная база и пояснения. Как проанализировать вопросы налоговиков. Технология «золотые правила свидетеля» или как вести себя на допросе, в т.ч. «перекрестным».  

  • Можно ли вести торг с налоговым органом и чем торговаться?

  • Альтернативные способы урегулирование споров

  • Возвращаемся к «сверке документов» - не доказываем, а даем информацию.

  • Медиация в налоговых спорах – не доказываем, а поиск взаимовыгодного решения.

  • Мировое соглашение и судебное примирение – доказываем и работаем с обоюдным компромиссом. 



12 ноября

Права налогоплательщиков и права налоговых органов, связанные с налоговыми проверками


Матиташвили Александр Арсенович, налоговый юрист, руководитель Департамента консалтинговых услуг аудиторской компании 


  • Повторные выездные налоговые проверки: возможности вышестоящего налогового органа.

  • Досудебный порядок урегулирования налогового спора.

  • Права налогоплательщиков и права налоговых органов, связанные с налоговыми проверками.

  • Дополнительные мероприятия налогового контроля. 

  • Возможности налогового органа при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.  

  • Истребование документов в ходе дополнительных мероприятий.

  • После дополнительных мероприятий может ли ИФНС РФ увеличить сумму налоговых доначислений.

  • Имеет ли право ИФНС РФ принять решение провести повторные дополнительные мероприятия налогового контроля.  

  • Может ли ИФНС РФ в рамках камеральной налоговой проверки назначить проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.

  • В какой форме ИФНС РФ вправе провести дополнительные мероприятия.

  • Вправе ли ИФНС провести экспертизу, если об экспертизе ничего не сказано в решении о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.