Общая информация о законопроекте «О налоговом консультировании»
На протяжении более чем двадцати лет профессиональное сообщество налоговых консультантов ведет работу по законодательному закреплению статуса налогового консультанта.
Главная цель разработки законопроекта «О налоговом консультировании» - сформулировать правила организованного рынка консультационных услуг в сфере налогообложения.
Первая попытка принять федеральный закон, регулирующий дельность налоговых консультантов, была предпринята еще в 1998 году. Но, несмотря на длительные обсуждения и согласования положений законопроекта с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (МНС РФ), в марте 2003 г. было принято решение снять законопроект с рассмотрения Государственной Думой РФ.
В течение последующих лет была создана группа разработчиков нового проекта ФЗ «О налоговом консультировании», которую возглавил И.И. Кучеров, председатель правления Палаты налоговых консультантов, заместитель директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, д.ю.н., профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.
В состав группы вошли члены Палаты налоговых консультантов, представители Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов, эксперты - практики.
В течение 2006-2014 г.г. велось активное обсуждение положений нового законопроекта.
В 2012 г. необходимость принятия закона признала и ФНС России. Выступая на Международном налоговом конгрессе, организованном Палатой налоговых консультантов, руководитель ФНС России М.В. Мишустин предложил начать совместное обсуждение специального закона о налоговом консультировании. Закрепление идеи создания института налогового консультирования нашло отражение в плане мероприятий («дорожная карта») ФНС России «Совершенствование налогового администрирования», утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. В документе говорилось, что законодательное регулирование данного института будет способствовать снижению рисков налогоплательщиков, повышению эффективности деятельности налоговых органов за счет обеспечения более грамотной работы налогоплательщиков.
В мае 2014 г. в Государственную Думу Российской Федерации был внесен очередной вариант законопроекта № 529626-6 «О налоговом консультировании», который в данный момент находится на рассмотрении.
Профессиональное сообщество выступает против данного законопроекта в нынешней его редакции по следующим причинам:
- В законопроекте не определен предмет самостоятельного правового регулирования, а имеет место лишь попытка раскрыть содержание налогового консультирования через перечисление отдельных видов услуг, связанных с налоговым консультированием.
- Проект ФЗ не позволяет идентифицировать деятельность по налоговому консультированию, поскольку в нем отсутствуют положения, определяющие соотношение налогового консультирования с аналогичной деятельностью, осуществляемой в рамках оказания аудиторских услуг и адвокатской деятельности.
- Закрепление за ФНС России полномочий в области государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций налоговых консультантов создает основу для конфликта интересов.
- Не определены пределы ответственности налоговых консультантов и саморегулируемой организации, порядок формирования компенсационного фонда и страхования ответственности