Американский ответ на экономический кризис с точки зрения налоговой перспективы

24 сентября 2020 / США
Марлен Ларо, налоговый адвокат (США). Выступление на II Международном научно-практическом симпозиуме по актуальным проблемам налоговой политики 16 апреля 2009 года

2009-04-16-simpozium-13.jpg

Обзор кризиса

Президент Обама вступил в должность в январе 2009 г., получив в наследство экономический кризис, не похожий на все остальные, начиная с Великой депрессии. За 2008 год сокращено около четырех миллионов рабочих мест. Это больше, чем за весь период, начиная со второй мировой войны. Занятость в сфере производства упала и имеет самый низкий уровень за последние 60 лет. Финансовый рынок США практически заморожен, что создает трудности для роста бизнеса и делает невозможным  займы на образование и покупку недвижимости для американских семей. Приближаясь к пенсионному возрасту, многие граждане теряют триллионы долларов сбережений.

Закон Экономического стимулирования

В такой экономической ситуации Президент и Конгресс начали разработку пакета мер по стимулированию экономики, который вступил в силу в прошлом месяце (март 2009 г.). Новый закон известен как Американский акт восстановления и реинвестиций 2009 года.

Этот закон оценивается в 787 миллиардов долларов. Часть его программы, на 40% от этой суммы, касается снижения налогов. Большая часть пакета стимулирования направлена на индивидуальных налогоплательщиков, в противовес бизнесу. И затрагивает не всех налогоплательщиков. В большей степени целевой группой является средний класс и его нижний уровень.

Центральный блок налогового пакета – налоговый вычет до 400 долларов в год на одного налогоплательщика и 800 долларов в год на семью. Вычеты на доходы и ряд других вычетов, которые я отмечу вкратце, не доступны для налогоплательщиков с доходами выше определенной суммы. Другими словами, богатые не получат выгоды от антикризисных мер.

Другие элементы закона экономического стимулирования

1. Налоговые меры для индивидуальных налогоплательщиков

  • Вычет налога с продаж  при приобретении нового автомобиля.
  • Вычет налога при покупке жилья в первый раз. Налогоплательщик, который покупает жилье в США впервые, может воспользоваться  правом возвратного налогового вычета до 10 % от суммы покупной цены, в размере до 8 000 долларов.
  • Налоговый вычет для образования (позволяет получать образование лицам с низкими и средними доходами).

2. Налоговое обеспечение бизнеса

  • Дополнительная амортизация

По общему правилу, компаниям разрешено возмещать стоимость капитальных расходов через определенный период, в соответствии с графиком амортизации. На определенный период компании могут возместить стоимость капитальных расходов быстрее, чем это установлено  графиком амортизации. Компаниям разрешено единовременно  списывать до 50 % амортизируемого имущества, используемого на территории США.

Увеличение расходов малого бизнеса

  • В целях оказания помощи малому бизнесу для быстрого восстановления стоимости некоторых капитальных расходов, налогоплательщики малого бизнеса могут выбрать списание стоимости этих расходов в год приобретения, вместо возмещения этих расходов через амортизационные отчисления.
  • Отсроченное признание дохода от аннулирования долга.

По общему правилу, у налогоплательщика возникает налогооблагаемый доход в момент аннулирования (прощения) его долга, либо в случае, если налогоплательщик приобретает собственный долг у третьего лица по цене ниже его текущей стоимости. Сумма дохода налогоплательщика от аннулирования долга исчисляется как превышение первоначальной стоимости долга при его возникновении над ценой его  приобретения налогоплательщиком. Некоторым компаниям будет разрешено признавать доход от аннулирования долга в течение 10 лет. Эта мера будет касаться только определенных видов долговых обязательств, выкупленных компаниями после 2008 и до 2011 года.

  • Увеличение периода переноса чистых операционных убытков (чистые операционные убытки - превышение издержек над доходами в течение отчетного (налогового) периода, уменьшают налогооблагаемую прибыль компании) для предприятий малого бизнеса.

Согласно прежнему законодательству, чистые операционные убытки могли переноситься на два года, предшествующих году их получения, а также учитываться в течение последующих 20 лет после возникновения. Новое законодательство увеличивает период перенесения убытка на прошлые периоды с 2 лет до 5 для компаний малого бизнеса.

  • Серия налоговых мер в отношении необлагаемых операций с облигациями, предназначенными для оказания помощи правительствам Штатов и муниципалитетов.

Федеральное правительство предусматривает значительную финансовую поддержку правительствам штатов и муниципалитетов в форме освобождения от федеральных налогов сумм процентов по муниципальным облигациям.

  • Налоговые стимулы в сфере энергетики.

Закон о восстановлении и реинвестировании  включает в себя пакет мер налогового стимулирования для поощрения инвестиций в проекты возобновляемой энергетики и более эффективных технологий. Например, новый закон предусматривает  налоговые вычеты при покупке электромобилей и увеличивает вычеты при улучшении энергоэффективности существующих домов. К сожалению, слишком рано говорить о том, насколько эти меры помогут Правительству США завершить экономический кризис. Тем не менее,  предпринятые меры уже повлекли ряд значительных политических последствий в ряде областей.  Одна из наиболее актуальных политических тем касается компании  AIG.

AIG 

Американская Международная Группа AIG получила около 200 миллиардов средств от Федерального правительства в течение экономического кризиса. Не так давно был выявлен  тот факт, что компания заплатила 165 миллионов в виде бонусов своим работникам, причем некоторые из них работали в департаменте, отвечавшем за финансовые продукты, которые и привели компанию к кризису.

После раскрытия бонусных платежей AIG лавина критики от американской общественности обрушилась на администрацию Обамы и Конгресс. Официальнее лица и законодатели обвинили AIG, обвиняли друг друга и обещали быстрые действия по спасению денег налогоплательщиков. В ответ на общественный протест,  законодатели в Палате представителей большинством голосов ввели практически стопроцентный налог на бонусы, выплаченные в этом году работникам AIG, а также других фирм, получивших значительные суммы из федерального фонда срочной финансовой поддержки.

С другой стороны, существует большое количество правовых и политических сложностей, с которыми встречаются законодатели. Члены обеих политических партий высказывают сомнения,  выдержит ли данный закон судебное обжалование. Даже сторонники этого закона признают, что он является примером чрезвычайного применения налогового права. Некоторые политики выступают против идеи этого закона, основываясь на том, что налоговое право не может  использоваться как политическое оружие.

Несмотря на вопросы по поводу правомерности придания обратной силы закону о  90-процентном налоге, законодатели говорят, что налог на бонусы был самым быстрым способом продемонстрировать  озлобленной общественности, что Конгресс нацелен на возвращение денег, выплаченных в виде бонусов.

Половина получателей бонусов вернули назад свои бонусы добровольно. С другой стороны, некоторые из работников AIG иностранцы, работающие в офисах за границей  и не подлежащие  налогообложению в США.

Жизнь некоторых руководителей  AIG, чьи имена были обнародованы, существенно изменилась: частные телохранители охраняют их дома, репортеры пытаются брать интервью, а одна группа даже организовала автобусный тур по местам жительства руководства AIG, под названием «Жизнь богатых и незнаменитых». Компания советует своим работникам не носить одежду с символикой компании, опасаясь народного недовольства. В связи с этим AIG, убрало свой логотип с главного офиса компании в Нью-Йорке.

Бюджетный план Обамы

В этой обстановке Президент предложил серию налоговых мер  в своем проекте бюджета. Этот бюджет  – одно из самых амбициозных политических изменений за десятилетия, включающих реорганизацию федерального правительства в целях обеспечения оздоровительных программ, перевод энергетики на источники энергии, альтернативные нефти и газу, рост федеральной помощи в сфере образования. Принимая во внимание озабоченность Конгресса ростом федерального бюджетного дефицита, выглядит реальным смещение внимания законодателей на возможные меры, связанные с ростом доходов, которые помогут покрыть сокращения налогов.

1.Повышение налогов на лиц, получающих большие доходы

Президентский бюджет включает повышение налоговых ставок для богатейших американцев. Президент предложил поднять две главные налоговые ставки для этой категории в 2011 году, с 33 и 35 процентов до 36 и 39.6 процентов соответственно.

2. Налоговое администрирование 

Другая идея по поводу потенциального источника дохода – совершенствование налогового администрирования. Президент и лидеры обеих партий выразили заинтересованность в сокращении неуплаты налогов («налоговых брешей»), а также в   упразднении «налоговых гаваней».

«Налоговая брешь» есть разница между суммой налогов, уплаченных добровольно и вовремя, и действительным размером налоговых обязательств налогоплательщика.  «Налоговая брешь» охватывает как умышленное уклонение от уплаты налогов,  так и неплатежи вследствие невиновной причины, например, ошибки налогоплательщика или  невозможности  заплатить налог.

Стремление к закрытию «налоговой бреши» может теоретически привести к десяткам миллиардов долларов дополнительных налоговых поступлений. Сама «брешь» оценивается в 300 миллиардов долларов в год, из которых по оценке Службы внутренних доходов США , 100 миллиардов возможно собрать.

И Конгресс, и Президент показали свою заинтересованность в закрытии «Налоговых укрытий». В  общераспространенном значении  термин «налоговое укрытие» значит использование налоговых вычетов в отношении одного вида деятельности для уменьшения налогов с другого. В экономическом смысле «налоговое укрытие» может быть определено как операция, которая уменьшает налоговые выплаты, без влияния на уменьшение прибыли или повышение риска для участника. «Налоговые укрытия» часто формируются вследствие использования  комбинации различных налоговых правил способом, который не предполагался законодателем.

Конгресс выразил большой интерес к решению вопроса «налоговых убежищ» и принял ряд ограничений в законодательство. С другой стороны, эти меры направлены в основном на специфические  «налоговые убежища», например на лизинговую деятельность  и приобретение убытков в налоговых целях.

Уточнение  доктрины экономической сущности сделки - проблема, поднятая  в целом ряде судебных решений в США, – также касается и «налоговых убежищ». В целом, эта доктрина запрещает использование  налоговых вычетов, налоговых кредитов и других подобных налоговых льгот в том случае, если операция квалифицирована как не имеющая экономического смысла. Законодательное закрепление доктрины экономической сущности может привести к росту налоговых отчислений.

Международное налогообложение

Одной из самых проблемных мер для очень многих в бизнес-сообществе была мера, нацеленная на сбор 210 миллиардов долларов путем реформирования налогового кодекса в части налогообложения доходов, полученных американскими компаниями за пределами  США. По действующему законодательству налоговая льгота, известная как «отсрочка», направлена на стимулирование компаний США инвестировать средства за границу, в страны с низкими налоговыми ставками. Говоря проще, «отсрочка» позволяет компаниям США, направляющим  инвестиции за границу, получать отсрочку по налогообложению доходов, полученных за пределами США до тех пор, пока эти доходы реинвестируются на финансирование зарубежных дочерних компаний. Президент подтвердил свое желание внести серьезные изменения в налогообложение подобного вида доходов транснациональных корпораций и повысить силу международных налоговых правил.

Схема Мэдоффа Понци

В США проходят серьезные обсуждения вопроса о перераспределении богатства. И фактически многие из антикризисных мер Президента направлены на помощь нижнему среднему классу населения. С другой стороны, нашлись в Администрации и  сочувствующие богатым американцам.

В среднем американские миллионеры потеряли 30% стоимости своих активов во время кризиса. Здесь речь пойдет о том,  как правительство США помогает некоторым из таких инвесторов, которые приняли особенно неудачные инвестиционные решения.

Пару месяцев назад было раскрыто величайшее финансовое мошенничество в истории США. Благотворительные фонды были уничтожены, и пожизненные сбережения целых семей были потеряны в результате действия схемы, которая представляет собой падение морали, неэффективность регулирования и отсутствие здравого смысла.

Бернард Мэдофф, известный трэйдер с Уолл стрит и бывший глава NASDAQ выстроил 65 миллиардную схему Понци, включавшую бывших богатых инвесторов. Эта схема - одна из вариаций классических пирамид. Эта мошенническая операция включает в себя ненормально большие платежи инвесторам из денег, уплаченных следующим инвестором, нежели с обычных деловых операций. Его фонд генерировал выплаты в размере от 12 до 13 процентов дохода в год последовательно, в течение десятилетий. Статистически невозможно для инвестора иметь настолько последовательный доход.

Схема Мэдоффа была довольно проста, и она была чрезвычайно успешно реализована за счет привлечения в фонд членов высшего света Нью-Йорка и Флориды. И одна из причин, по которой схема просуществовала столь долго, это то, что большинство из клиентов Мэдоффа знали его лично и играли с ним в гольф. Поэтому они не беспокоились на тему того, как ему удается получать одинаково стабильный доход как на удачных, так и на неудачных торгах. Возникает вопрос, о чем они думали? Ведь, несомненно, существовало множество признаков того, что Мэдофф осуществляет мошенничество. В его схему были вовлечены самые крупные инвесторы. Вероятно, они были привлечены личностью Мэдофа, либо им настолько льстила возможность вступить в круг избранных, что они не заметили признаков надвигающейся катастрофы.

Несколько месяцев спустя после признания Мэдофа, Служба внутренних доходов США объявила о беспрецедентных налоговых освобождениях для жертв пирамиды. Большинство из пострадавших смогут единовременно учесть возникшие убытки при исчислении налогов.

В долгосрочной перспективе СВД пообещала жертвам пирамиды, которые не подадут иски для возмещения своих убытков, возможность вычесть до 95% этих убытков за вычетом любых возможных компенсаций – за год, в котором им был нанесен ущерб. Те, кто будет в судебном порядке добиваться возмещения ущерба третьими лицами, смогут зачесть 75% соответствующих инвестиций за вычетом возможных компенсаций.

Таким образом, нынешняя политика СВД изменилась в  сторону больших налоговых послаблений для жертв финансовых пирамид. Она является результатом осознания чиновниками необходимости оказать помощь лицам, пострадавшим от финансового кризиса. Вместе с тем, такая политика СВД не согласуется с платформой Обамы, предусматривающей помощь среднему классу. Указанные выше меры направлены на поддержку высшего класса в ущерб среднему.

В схему Понци были вовлечены только богатые вкладчики. У представителей среднего класса никогда и не было бы возможности внести требуемую сумму в прирамиду Мэдоффа. Благотворительные фонды, которые инвестировали в пирамиду Мэдоффа, не смогут получить выгоду потому, что они не нуждаются в вычетах и не могут их использовать. Единственные победители – несколько богатых инвесторов, которые не проявили должной осмотрительности в отношении своих инвестиций. Сейчас эти самые инвесторы могут воздержаться от судебного преследования Мэдоффа в целях возврата денег, вместо этого они могут попросить американских налогоплательщиков оплатить счет путем применения налогового вычета (предусмотренного законодательством) в случае потери инвестиций.

Как все это помогает восстановлению США после рецессии? Не помогает. Ни одно рабочее место не будет создано в результате подобной политики Службы внутренних доходов.  Вместо этого федеральное правительство влезает в миллионы и миллиарды долларов новых долгов для финансирования этой программы. И следует задать вопрос, какова на самом деле налоговая политика, которая благосклонна к нескольким богатым инвесторам за счет американских налогоплательщиков, которые должны выручать из беды богатых.

Оффшорные банковские счета не платят налоги

Подсчитано, что американцы, которые прячут свои активы в оффшорных банках, не выплачивают налогов на сумму в 100 миллиардов долларов в год. В хорошие времена это очень несправедливо и плохо для страны. В настоящее время это становится неприемлемым и непатриотичным. Правительство не только нуждается в деньгах, но и прекращении подобного жульничества, что будет основой для работы Президента по восстановлению общественной поддержки и доверия.

Некоторые из банков в центре финансового коллапса – известные продавцы схем ухода от налогов. Швейцарский банк USB, самый крупный банк в мире, связанный супер- богатыми людьми, находится под уголовным обвинением в США о помощи американцам в уходе из под налогообложения. Банк USB Швейцария признал, что держит 47000 секретных счетов американских граждан. В начале он отказал от раскрытия имен держателей счетов, мотивируя, что это станет нарушением законов Швейцарии.

Но в прошлом месяце он признал нарушение законодательства США в части помощи некоторым американцам в укрытии активов, и банк согласился заплатить 780 миллионов долларов штрафа и передать имена около 300 богатых американцев. Вскоре после этого Федеральное агентство по сбору доходов (IRS) возбудило отдельное дело, для судебного ордера принуждающего USB передать информацию о 52000 американских гражданах, которые держат в ценных бумагах и наличными на секретных счетах банка сумму равную 15 миллиардам долларов.

Министерство финансов США не единственное учреждение, собирающее налоги, которое страдает от налоговых уклонистов. Около 11.5 триллионов долларов со всего мира прячутся в оффшорном рае. Уже и Великобритания, и страны ЕС начали утверждать, что если Швейцария подчинилась требованиям США, она должна подчиниться и требованиям других государств.

Правительству США необходимо больше инструментов для подавления международного ухода от налогов. Не принимая во внимание ситуацию с USB, IRS рассчитывает только на налогоплательщиков, чтобы выявлять любой иностранный банковский вклад, и оно (IRS) не имеет средств для постоянного получения информации от банков, находящихся под юрисдикцией, защищающей секретность.

Сенат США рассматривает законопроект, предусматривающий обязанность банков информировать IRS, когда клиенты переводят деньги заграницу. Билль, который был представлен, позволяет США запрещать коммерческую деятельность банка Америки и банка иностранного государства, в случае отказа этого банка в сотрудничестве с налоговыми органами США.

Эта проблема не может быть решена одними только законами США. На саммите в Лондоне американские официальные лица работают совместно с представителями других стран для создания ряда единых законов для истребования информации из стран – налогового рая.

Существует ряд идей, требующих серьезного рассмотрения. Правительства могут отменять налоговые соглашения со странами, которые оказывают в кооперации по вопросам налогов, делая более обременительным международный бизнес для их компании. Они могут запретить своим собственным банкам коммерческие связи с банками стран, отказавшихся сотрудничать, либо предъявлять высокие требования к открытости коммерческих операций.

Они (правительства) могут начать сейчас публиковать черный список стран и банков, которые отказываются сотрудничать в части запросов информации со стороны налоговых органов. Несколько лет назад большинство стран налогового рая и банков не обратили бы внимание на подобный шаг. Но в настоящее время они более уязвимы к общественному порицанию.

Банкиры и их принимающие страны начинают отвечать на требования мирового сообщества. В последние недели несколько правительств, включая Лихтенштейн, Сигапур и Гон-Конг, высказались за повышение прозрачности своих оффшорных банковских бизнесов и обмен информацией с налоговыми органами стран, в которых проживают депозитарии. На этой ноте позитивного международного сотрудничества я закончу свое выступление.