Предшественником Налогового суда США /U.S. Tax Court/ (далее по тексту – Налоговый суд, Суд) был Совет налоговых апелляций США /U.S. Board of Tax Appeals/, созданный в 1924 году Конгрессом США. Совет существовал в рамках Налогового управления США и был призван способствовать единообразному применению налогового законодательства, а также разгрузить Налоговое управление от большого количества накопившихся споров. В таком виде Совет просуществовал до 1942 года, когда Конгресс США учредил его как независимый орган и переименовал в Налоговый суд США. До 1969 года Налоговый суд США оставался частью исполнительной ветви власти.
Место нахождения Налогового суда – Вашингтон (округ Колумбия), однако налоговый спор может рассматриваться и в других городах страны, если это удобно налогоплательщику и будет способствовать более быстрому разрешению спора.
Налоговый суд США – судебный орган, состоящий из 19 судей, назначаемых Президентом и утверждаемых Сенатом сроком на 15 лет. Судьи выбирают из своего круга председателя, отвечающего за административное управление в Суде.
Налоговый суд США является специализированным налоговым судом, который рассматривает судебные споры по искам налогоплательщиков (юридических и физических лиц) к налоговым органам, а также дела по обвинению в уклонении от уплаты налогов.
Американские налогоплательщики вправе выбирать между тремя видами судов: Налоговым судом США, Окружным судом США и Судом США по претензиям к федеральному правительству. На Налоговый суд США приходится около 80 тыс. дел в год, что составляет до 90% рассматриваемых налоговых споров. Особенностью Налогового суда США является то, что только в этот суд налогоплательщик может обратиться еще до того, как он уплатил налог, полагая, что сумма, определенная Налоговым управлением США (IRS), исчислена неверно. В соответствии с процессуальным порядком рассмотрения налоговых споров, установленным в гл. 76 Кодекса внутренних доходов, к юрисдикции Налогового суда США относятся прежде всего иски налогоплательщиков в отношении правильности информации, содержащейся в уведомлении о недоимках.
Государственные интересы в Налоговом суде представляет главный юридический советник IRS и его подчиненные. Налоговый суд позволяет лицам, которые не являются юристами, например, бухгалтерам, представлять интересы налогоплательщиков. Для этого необходимо сдать экзамены, проводимые Судом. Большинство представителей в Суде – зарегистрированные в реестре при Суде практикующие юристы (адвокаты), которые специализируются на налоговых спорах. Налогоплательщик вправе защищать себя самостоятельно. Для аккредитации при суде необходимо сдать сложный экзамен, ответив за 4 часа на тысячу вопросов, из них по 25% – правила судопроизводства и порядок представления доказательств в Налоговом суде США, 40% – материальные нормы налогового права, 10% – судебная этика.
При рассмотрении дела Суд решает два типа вопросов – установление фактов (событий) и решение правовых проблем, а именно: какое законное решение должно быть принято с учетом установленных фактов.
Сторона, на которую возложено бремя доказывания, должна представить имеющиеся доказательства, свидетельствующие о наличии или отсутствии состава налогового правонарушения. Доказательствами могут служить, к примеру, показания налогоплательщика, письменные доказательства, заключения экспертов. Суд обязан принять во внимание показания налогоплательщика, если они непротиворечивы и относятся к делу.
Срок подачи искового заявления составляет 90 дней со дня направления налогоплательщику решения о начислении недоимки по налогам. Если решение IRS адресовано лицу, которое находится за пределами Соединенных Штатов, то для подачи искового заявления предоставляется 150 дней. Суд должен отказать в рассмотрении искового заявления, в случае если оно подано по истечении указанного срока. В случае подачи заявления в Налоговый суд США IRS не вправе взыскивать недоимку.
Для формы искового заявления (в отличие от содержания, которое может быть произвольным) предусмотрены жесткие требования, содержащиеся в Правилах и процедурах судопроизводства в Налоговом суде США. Если исковое заявление изложено настолько нечетко, что по нему невозможно вынести решение, Суд может обязать заявителя сформулировать исковое заявление более определенно. Если после этого заявителем не внесены соответствующие изменения, судья вправе отказать в принятии такого заявления как поданного с нарушениями. После получения искового заявления и принятия его к рассмотрению Суд направляет его копию ответчику. Документы, которые подает налогоплательщик, поступают к секретарю Налогового суда в Вашингтоне. Документы должны содержать следующие реквизиты: наименование, номер, суть вопроса, дату и подпись. В Налоговый суд США должны быть поданы оригинал и четыре заверенные копии документов.
Судья, председательствующий в ходе судебного слушания, формулирует решение, но окончательно оно выносится только после того, как получено одобрение председателя Налогового суда. В некоторых случаях, если председатель сочтет это необходимым, решение может быть вынесено на обсуждение всех членов Суда. Если судья выражает особое мнение, оно должно быть включено в решение.
Часть решений являются прецедентными и подлежат опубликованию в официальном сборнике судебных решений. Остальные решения издаются в виде меморандумов, которые не считаются частью права, формируемого Налоговым судом. Меморандумы содержат информацию главным образом о фактических обстоятельствах дел, а правовые вопросы выступают в роли производного фактора.
Налоговый суд при рассмотрении и разрешении дел вправе руководствоваться не только законодательными актами, но и официально опубликованными решениями судов высшей инстанции, а также собственными решениями. Налогоплательщик вправе обжаловать решения Налогового суда в одном из 13 федеральных апелляционных судов в соответствии с принципами территориальной подсудности.
Судопроизводство в Налоговом суде США можно разделить на два вида: стандартная судебная процедура разрешения налогового спора и упрощенная процедура разрешения небольших налоговых споров. Ко второму виду можно отнести рассмотрение дел, по которым сумма оспариваемых налоговых обязательств составляет не более 50 тыс. долл. США. Такие дела рассматриваются специальными судьями-посредниками, назначаемыми главным судьей из числа наиболее подготовленных судебных работников. В этом случае решение не создает прецедента и не может быть обжаловано сторонами налогового спора.
Цель подготовительной стадии судопроизводства в Налоговом суде США – определение обстоятельств, подлежащих выяснению судом по данному делу, и выявление правовых позиций сторон. В стадии подготовки дела к слушанию Суд обязывает стороны обозначить те моменты, которые признаются обеими сторонами и не будут оспариваться ими в ходе разбирательства. Досудебные процедуры направлены на то, чтобы сократить перечень спорных моментов, выяснить позиции сторон, а также найти возможность разрешения спора без судебного разбирательства.
Подготовительная стадия состоит из нескольких этапов, среди которых выделяют пледирование /pleadings/, то есть обмен заявлениями со ссылками на закон и фактические обстоятельства (иск, возражения на иск, возражения на возражения, дополнительные возражения), а также урегулирование вопросов факта, по итогам которого составляется соглашение по фактическим вопросам. Правила пледирования построены таким образом, что сторонам невыгодно уклоняться от представления в суд своих объяснений: если в установленный процессуальным законом срок очередного ответа одной из сторон не поступает, а позиция второй мотивирована, обоснованна и доведена до сведения первой, то обстоятельства считаются доказанными и признанными сторонами.
Судьи воздерживаются от вынесения решения до тех пор, пока не убедятся, что налогоплательщик исчерпал административные средства защиты, имеющиеся в его распоряжении. Это приводит к тому, что по большинству налоговых споров стороны приходят к соглашению до начала слушаний. В конечном итоге судья Налогового суда США обычно разрешает в судебном заседании не более 10% дел.
В ходе предварительной стадии Налоговый суд назначает время судебного разбирательства. Назначение места происходит с учетом мнения истца. В рамках данной процедуры Суд также решает вопрос о проведении выездной сессии.
Нормы, которые регулируют стадию непосредственного судебного разбирательства, содержатся как в Правилах практики и процедуры в Налоговом суде США, так и в Кодексе внутренних доходов США. Наряду с ними применяются нормы гражданского судопроизводства.
Протоколы судебных заседаний, записи выступлений участников процесса, документы, полученные в рамках пледирования, и прочие судебные материалы относятся к открытой информации и публикуются в СМИ, если судом не вынесено отдельное решение о закрытии информации или ее части.
Налогоплательщики, в пользу которых вынесено решение в споре с Налоговым управлением США, имеют право на компенсацию судебных расходов. На лиц, которые, по мнению Налогового суда, подают исковые заявления без достаточных оснований или с целью намеренного затягивания процедуры взимания налога, может быть наложен штраф. Такие своего рода санкции играют роль дополнительного стимула для поиска взаимоприемлемого решения конфликта между налогоплательщиком и Налоговым управлением, поскольку они увеличивают потенциальные налоговые издержки (госпошлина в размере 60 долл. США за рассмотрение в суде первой инстанции, расходы на адвокатов и другие судебные расходы).
Обзор подготовлен аналитической службой юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры». При подготовке обзора использована информация сайта http://www.ustaxcourt.gov, а также статьи: Белоусов А. Правовой статус, структура и судопроизводство в Налоговом суде США // Право и экономика. 2007. № 2; Кучеров И.И. Налоговое судопроизводство в иностранных государствах // Налоговые споры: теория и практика. 2007. № 10; Предтеченский А. Налоговый суд США и его место в судебной системе государства // Хозяйство и право. 2000. № 3.