Опыт Германии по информационному взаимодействию финансово-налоговых органов и налоговых консультантов

24 сентября 2020 / Германия

Ральф Буссе, к.э.н., практикующий налоговой консультант (Германия). Материалы Международного Научно-практического симпозиума по актуальным проблемам налоговой политики (9 апреля 2008 года)

Докладчик: Ральф Буссе, к.э.н., практикующий налоговой консультант (Германия) 

simpozium2008-04-09-05_1.jpg

1. В трехсторонних отношениях между налогоплательщиками, налоговыми органами и налоговыми консультантами особое место занимает информационный обмен между налоговым органом и лицами, оказывающие услуги по налоговому консультированию. Отношения между финансово-налоговыми органами и налоговыми консультантами в Германии в общем плане основаны на принципе взаимоуважения и взаимного понимания отведенных ими ролей в системе налогообложения. Немаловажное значение при этом играет тот факт, что налоговое консультирование регулировано соответственным законом. Немецкий закон «О налоговом консультировании» скоро отмечает свое 50-летие. Только что вступила в силу восьмая новела к этому закону.


2. Роль и задачи налогового консультирования в Германии заключаются в следующем:


а) Налоговые консультанты предлагают своим клиентам (налогоплательщикам) на договорной основе услуги, которые способствуют лучшего и качественного выполнения ими своих налоговых обязанностей.


Клиенты обращаются к налоговому консультанту, как правило, не только с целью должной подготовки необходимой для предоставления в налоговые органы налоговой документации. А также они дополнительно связывают с этим гарантию того, что консультант, учитывая все обстоятельства собственных дел, активным, предусмотрительным консультативным воздействием оберегает его как от переплаты, так и от недоплаты налогов.


В этой системе есть и выгодность для налоговых органов. Опыт показывает, что качественное налоговое консультирование, несомненно, может повлиять на повышение эффективности делопроизводства в налоговых органах.


б) Налоговых консультантов в Германии принято считать неотрывной составной частью системы правосудья в области налогового права. Они обязаны на основе им отведенных полномочий, придерживаясь общепризнанных норм профессиональной этики представлять, защищать и оспаривать законные интересы и права своих клиентов перед налоговыми органами и правосудием. Значительное место здесь занимает досудебная процедура рассмотрения налоговых споров.


в) Налоговые консультанты как специалисты в области налогообложения в состоянии общаться с представителями налоговых органов на «одном языке». Этим налоговые консультанты призваны и способны выступить в качестве посредника между налогоплательщиком и налоговым органом, как в объективном, так и в субъективном плане, не игнорируя при этом своих вышеуказанных функций. Разногласие и проблемы между налоговым органом и налогоплательщикам могут решаться на деловом уровне, оттесняя эмоциональные аспекты конфликта на задний план. Ответы на вопросы и запросы в сторону налогоплательщика, как правило, отличаются высокой профессиональностью. При участии налогового консультанта часто отпадает для налогового органа необходимость изложить налогоплательщику суть того или иного нормативного положения.


3. Посредническая деятельность большей частью складывается из передачи информации приспособленной для восприятия другой стороной. Обмен информацией между налоговыми органами (зачастую также другими органами власти) и налоговыми консультантами в Германии осуществляется разными способами и путями в зависимости от (административного) уровня причастных сторон.


По существу следует различать две разновидности информационного обмена между налоговыми органами и налоговыми консультантами.


Первая имеет место при отношениях отдельно взятого налогоплательщика и подведомственного налогового органа с целью решения каких-то конкретных, индивидуальных вопросов. Корреспондируют, как правило, ответственные должностные лица налогового органа и консультант данного налогоплательщика.


Речь идёт о второй, когда информация назначена для определенной совокупности адресатов. Отличаются три уровня информационного взаимообмена - федеральный, земельный и местный уровень. На высших уровнях обмена выступают ответственные или уполномоченные представители обоих сторон, на нижнем уровне обмен информации происходит на групповой основе.


4. На высшем, федеральном уровне информационный обмен осуществляется между представителями законодательной или исполнительной власти и федеральных управлений профессиональных организаций налоговых консультантов по вопросам проектов и действующего федерального налогового законодательства, в том числе по вопросам касающимся исполнения налогового консультирования. Права налоговых консультантов в лице их профессиональной организации на заслушивание или получение информации в отдельности вытекают из конституции, из закона «О налоговом консультировании» или просто утвердились традицией в ходе исторического развития демократической культуры в Германии.


В 2007 г. самоуправленческой профессиональной организацией налоговых консультантов в лице «Палаты налоговых консультантов» в высшие государственные инстанции были внесены 38 заявлений и заключений. Такая же работа в чуть меньшем масштабе была проведена «Немецким Союзом налоговых консультантов», как общественной организации налоговых консультантов.


Следует отметить, процессы разработки таких документов обычно связаны с предшествующими содержательными консультациями. Результативность такого взаимодействия относительно высокая. Ряд предложений со стороны налоговых консультантов нашли свое отражение в впоследствии принятых законов и в других нормативных положениях.



5. На среднем, земельном уровне информационные контакты имеются между соответственными земельными государственными органами и руководствами профессиональных организаций налоговых консультантов данной земли. На этом уровне речь идёт о более практических вопросах и проблемах общего характера возникающих в ходе процесса налогообложении или налогового консультирования.


Так, например, при Главном налоговом управлении земли Саксонии-Анхальта – также и в других землях - установлена консультативная комиссия по вопросам налогообложения и налогового консультирования, в состав которой входят ровным счётом представители президиума Главного налогового управления земли и представители правлений Палаты налоговых консультантов и Союза налоговых консультантов земли. Заседания проводится два раза в году. В итоге профессиональные организации информируют своих членов о результатах в письменном виде или в рамках семинаров по повышению квалификаций, доцентами на которых могут выступать представители того же Главного налогового управления земли. Зачастую по отдельным пунктам Главным налоговым управлением издаются разъяснительные письма, помогающие налоговым консультантам при консультировании своих клиентов, а также работникам финансово-налоговых управлении при начислении налогов.


Центральное значение на этих периодических заседаниях имеет ежегодный указ Федерального министерства финансов «О сроках сдачи налоговых деклараций». Законом установленный общий срок сдачи налоговых деклараций в Германии – 31-ого мая последующего года. Путём указа этот срок для налогоплательщиков, пользующимися услугами налогового консультанта регулярно продлевается, что является, на мой взгляд, выражением особого доверия к профессии налогового консультанта со стороны налоговой администрации.


За последние три года продление осуществлялось до 31-ого декабря. Однако, как налоговые консультанты, так и финансово-налоговые управления с целью эффективной организации собственного рабочего процесса заинтересованы в постоянном, равномерном составлении документов и деклараций или соответственно их поступлении. Необходимые меры для достижения этой цели согласуются именно на заседаниях названной комиссии.


6. На местном уровне информационные контакты происходят между (руководящими) сотрудниками местного финансово-налогового управления и налоговыми консультантами представляющие налогоплательщиков данного административного округа. Они могут быть групповыми с совещательным характером или личными на деловой основе. Поэтому обсуждаемые практические вопросы с одной стороны являются общими, учитывающие региональные особенности и зачастую касающиеся административно-процессуальных проблем, а с другой стороны они касаются конкретных проблем налогообложения отдельного налогоплательщика.

Традицией стали ежегодные т.н. «Совещания улучшения климата» организованные местными финансово-налоговыми управлениями, куда приглашаются все налоговые консультанты имеющие деловые контакты с этим управлением. Со стороны налогового органа участвуют наряду с начальником управления руководители всех отделов. Повестку дня совместно устанавливают начальник управления и представители профессиональных организаций налоговых консультантов. Используются предложения от руководителей отделов управления и от отдельных налоговых консультантов, установленные на основе предварительно разосланной анкеты.


Координирующую роль играет суперарбитр, выбранный из числа местных налоговых консультантов для поддержания постоянного контакта между финансово-налоговым управлением и профессиональными организациями. Одна из его задач состоит в том, чтобы, если это необходимо, сглаживать возникшие между отдельными налоговыми консультантами и управлением конфликты.


По поводу налогообложения отдельного налогоплательщика информационные контакты имеются в официальном порядке, регулированного законом, и в рабочем порядке, основанные на вышеуказанном принципе взаимоуважения и взаимопонимания

отведенных участникам ролей в системе налогообложения. Контакты могут быть письменными, устными и телефонными. При сложных проблемах консультант может неформальным путём прямо обращаться к руководителю отдела, а при сложных проблемах материально-правового характера - в налоговый отдел Главного налогового управления земли.


7. В числе официальных контактов широкое место занимает обязательная досудебная процедура рассмотрения налоговых споров.


Получив платёжное извещение или другое обязывающее налоговое извещение от налогового органа налогоплательщик имеет возможность оспаривать его в установленном порядке.


Закон предписывает в этих случаях чёткую процедурную последовательность.


Прежде чем обратится в суд, налогоплательщик должен обжаловать извещение в письменной форме в орган издавший это извещение в течение месяца после его доставки. (В финансово-налоговых управлениях Германии имеются специальные отделы, компетентные вынести решения по жалобам, так что должностное лицо принимающее решение по жалобам другое, чем то, которое издало извещение.) Обжалование должно быть формально допустимо и обосновано. Недопустимые и необоснованные обжалования опровергаются без разбирательства.


По допустимым и обоснованным жалобам должно приниматься решения. Срок на это решение немецким законом, к сожалению, не установлен. (Налогоплательщик по истечении 6 месяцев после подачи жалобы имеет возможность обратится в суд с жалобой попустительства административных органов, что в судебной практике, встречается ,однако, очень редко.) При желании налогоплательщик на основе соответственного заявления имеет право на устное обсуждение основополагающих фактов жалобы.


Исход досудебного разбирательства может быть следующим:



  • налогоплательщик до вынесения решения отзывает свою жалобу;

  • налоговый орган полностью удовлетворяет жалобу и издает новое, исправленное налоговое извещение;

  • налоговый орган полностью опровергает жалобу с вынесением письменного решения;

  • налоговый орган частично опровергает жалобу с вынесением письменного решения и издает новое, частично исправленное налоговое извещение.


Только на основе письменного решения об опровержении досудебной жалобы налогоплательщик в течение месяца имеет право на судебное обжалование.


Налогоплательщик указанное обжалование может поручить уполномоченному другому лицу. Уполномоченными могут быть адвокаты и налоговые консультанты. Получив поручение, уполномоченный ссылаясь на доверенность внесет жалобу, обосновывает её и самостоятельно принимает все решения по ходу дела. Доверенность выданная клиентом своему налоговому консультанту, необходимо предъявить налоговому органу один раз и она действительна, пока не извещается о его истечении. Она обычно включает в себя уполномочие на получение документов, что позволяет налоговому консультанту самостоятельно принимать решение, отдать заявления, обжаловать извещений и так далее, даже в отсутствие клиента.


В подведение итогов вышесказанного следует отметить, что в Германии четко определено место налоговых консультантов в трехсторонних отношениях между налогоплательщиками, налоговыми органами и налоговыми консультантами и налаженный информационный обмен с финансово-налоговыми органами идёт на пользу клиенту и налоговой администрации.